Подавляющее большинство пользователей Московского Метрополитена пользуются официальным приложением «Метро Москвы» — это статистика. Если вы — один из них, то могли заметить, что в ноябре 2020 года в приложении появилась функция оценки загруженности вагонов, позволяющая ещё на платформе посмотреть, в какой вагон лучше всего садиться для комфортной поездки. Интересно знать, как она работает?
Чтобы предоставить актуальную информацию пассажиру, Мосметро совместно с технологической компанией «МаксимаТелеком» и big data-экспертами компании «Квант» ежесекундно анализирует огромный массив данных: количество подключенных к Wi-Fi гаджетов, тип вагонов, удаленность поезда от платформы, наличие пересадок, время суток, данные билетной системы и ряд других.
Основной подсчёт делается при помощи беспроводной сети MT_FREE — части крупнейшей публичной сети Wi-Fi в Европе. В 2013 году «МаксимаТелеком» предоставила пассажирам бесплатный доступ в интернет в метро, а сейчас сеть насчитывает уже более 6 тысяч точек доступа, установленных в вагонах и перегонах. По своей архитектуре она не имеет аналогов и стала первой в мире беспроводной сетью, созданной в такой сложной локации.
Статистика подключений — важный, но не ключевой показатель. Он не учитывает количество пассажиров и внешние факторы, поэтому тут в работу включается машинное обучение. Специальный алгоритм (подробнее о котором можно почитать у «Популярной Механики») умеет собирать и анализировать все ключевые факторы, а после выдает категорию загруженности каждого вагона в конкретном поезде: низкая, средняя, выше средней или высокая.
Для дополнительной точности используются ещё две технологии. Каждый поезд метро оборудован системой связи «поезд-тоннель», а между платформами каждые 400-800 метров расположены специальные «приёмники» — базовые станции. В процессе движения базовые станции поезда и тоннелей обмениваются параметрами соединения, и по этим показателям можно достаточно точно определить местоположение состава в тоннеле.
Другая система связана с рельсами. На каждом стыке между рельсами (это где проявляется характерный стук колёс) расположены специальные датчики. Когда колеса замыкают рельсовую цепь, сигнал о местоположении поезда отправляется в службу управления движением, а оттуда — к нам на смартфоны.
Обе технологии дополняют друг друга, помогая определить время прибытия поезда с точностью до секунды. Это позволяет приложению «Метро Москвы» показывать загруженность каждого отдельного вагона почти в реальном времени.
Москва — одна из первых столиц мира, которая научилась измерять загруженность вагонов метро в режиме онлайн. При этом точность замеров намного превышает имеющиеся на рынке транспортные приложения, потому что для определения загруженности вагона используются внутренние системы и данные метрополитена. В перспективе сервис также планируется масштабировать на МЦК и МЦД — кто знает, вдруг скоро весь транспорт сможет показывать нам свою загруженность и доступность?