Дизайн-завод «Флакон» и косметическая фабрика «Свобода» (бывшая «А. Ралле и Ко»), завод «Карат» и Останкинский молочный комбинат, Савеловский вокзал и храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской Слободе — эти названия хорошо известны не только жителям района, но и далеко за его пределами. Как в районе соседствует прошлое и настоящее и что изменится в скором будущем — в материале mos.ru.
Первые документальные свидетельства, в которых упоминаются эти земли, относятся к XIV веку. Здесь находилась деревня Бутырка, затем возникла слобода. В 1742 году Москва вплотную придвинулся к Бутырской слободе, которая была позже включена в состав города. После Отечественной войны 1812 года слобода превратилась в дачную местность.
Именно здесь в 1886 году пустили первый в Москве паровой трамвай — он пришел на смену конкам. Трамвайная линия соединила Бутырскую заставу с Петровской земледельческой и лесной академией. Москвичи прозвали трамвай паровичком. На таком трамвае некоторое время проработал кондуктором Константин Паустовский. Он тепло вспоминал о том времени: «Это была самая легкая, а на кондукторском языке самая дачная, линия в Москве. Маленький паровоз, похожий на самовар, был вместе с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами пара. Паровоз тащил четыре дачных вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на паровичке не было».
Сегодня Бутырский район не только один из старейших в Москве, но и один из самых развитых по транспортной инфраструктуре.
В самом районе или в непосредственной близости от него располагается сразу шесть станций трех линий метро: «Савеловская», «Дмитровская» и «Тимирязевская» Серпуховско-Тимирязевской линии, «Фонвизинская» и «Бутырская» Люблинской линии, а также открывшаяся год назад новая станция «Савеловская» Большой кольцевой линии (БКЛ). Недалеко от железнодорожной станции Дмитровская находится точка пересечения двух Московских центральных диаметров (МЦД-1 и МЦД-2). На востоке района расположена станция Останкино Октябрьской железной дороги, в перспективе она войдет в состав МЦД-4. В Бутырском районе есть даже монорельс.
«Бутырская» и «Фонвизинская»: комфорт и шаговая доступность
Метро в Бутырский район пришло только в 1988 году, когда в составе Серпуховско-Тимирязевской линии открылась станция «Савеловская». В 1991-м серая ветка была продлена на север, жителей стали принимать станции «Дмитровская» и «Тимирязевская».
Потом долгие годы — затишье. Новый этап наступил в 2016 году. Открыли две станции Люблинской линии — «Бутырскую» и «Фонвизинскую». У жителей появилось несколько вариантов пути до центра города и других районов. По прямой теперь можно доехать до «Трубной», «Римской», «Дубровки», «Марьина» и «Зябликова». Проще стало добираться до мест пересадки на Сокольническую, Калужско-Рижскую, Таганско-Краснопресненскую, Арбатско-Покровскую и другие линии метро. Теперь, чтобы доехать до центра, жители района тратят в среднем на 20 минут меньше, чем раньше.
Новые станции построены по современным проектам, оборудованы лифтами для маломобильных граждан.
«Фонвизинская» стала одной из самых необычно оформленных станцией московской подземки. В нишах пилонов размещено 28 четырехметровых световых коробов. В них — трехмерные панно художника Константина Худякова с изображением персонажей одного из самых известных произведений комедиографа Дениса Фонвизина «Недоросль».
С открытием «Бутырской» сильно возросла популярность станции Останкино. Она метро находится в пяти — семи минутах ходьбы от железнодорожной платформы и позволяет пассажирам пересаживаться на метро, не доезжая до Ленинградского вокзала. Дорога к метро проходит через парк с лавочками и фонтаном.
«Савеловская»: станция в стиле лофт
Спустя два года, в 2018-м, открылась станция «Савеловская» БКЛ, вскоре ставшая одной из самых востребованных. Кроме того, она позволила сильно разгрузить одноименную станцию серой ветки. Раньше через «Савеловскую» Серпуховско-Тимирязевской линии в метро попадали более 60 тысяч пассажиров. Теперь жители районов Беговой, Савеловский, Бутырский и Марьина Роща могут проехать без пересадок от Савеловского вокзала до станции метро «Рассказовка» или до «Делового центра».
Из двух подземных вестибюлей станции «Савеловская» БКЛ пассажиры могут выйти на Бутырскую улицу, к Савеловскому вокзалу и остановкам наземного транспорта.
На «Савеловской» особая отделка. Некоторые даже называют станцию музеем строительства метрополитена. Дело в том, что путевые стены закрыты лишь необлицованными чугунными тюбингами. Именно так и выглядят тоннели метро в той части, что обычно скрыта от глаз пассажиров. Здесь же можно увидеть скелет станции, а на конструкциях, установленных на пилонах в центральном зале, даже разглядеть мощные болты, которыми детали скрепляются между собой.
Савеловский вокзал: от Саввы Мамонтова до МЦД
Савва Мамонтов — знаменитый русский предприниматель, купец и меценат, активно занимавшийся железнодорожным строительством.
В 1897 году он получил разрешение императора на строительство новой железной дороги от Москвы до села Савелово длиной 130 километров. После ее планировали продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.
Место для вокзала было выбрано у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока. Строили его долго. Но уже в 1900 году Московская городская дума, понимая, какие перспективы возникли у этих мест, изменила границы города и включила вокзал в его состав. Здание вокзала построили в 1902-м. Изначально он назывался Бутырским (от Бутырской заставы). Переименовали его в Савеловский в 1912 году. До 1930-х здание было одноэтажным, что делало его самым маленьким московским вокзалом. Двухэтажным он стал в 1992-м, после реконструкции.
В последние годы площадь Савеловского Вокзала преобразилась. Открыта новая станция метро Большой кольцевой линии, завершены работы по благоустройству самой площади — теперь можно быстро пересаживаться с одного вида транспорта на другой. Удобно стало как пассажирам, пользующимся общественным транспортом и пригородными поездами, так и тем, кто предпочитает такси и личные автомобили.
Через Савеловский вокзал прошла линия МЦД-1, а в будущем пройдет и МЦД-4, и делать пересадки между разными видами транспорта станет еще проще.
Новая поликлиника, детский сад и ледовый дворец
На улице Яблочкова (владение 3) завершено строительство детско-взрослой поликлиники. Она сможет принимать 750 человек в смену — 500 взрослых и 250 детей.
В здании разместились отделения медицинской профилактики, функциональной диагностики, блоки врачей общей практики и врачей-специалистов, хирургические кабинеты, педиатрическое отделение и дневной стационар на 16 мест.
А еще в районе отремонтировано сразу несколько медучреждений: здания филиала № 4 городской поликлиники № 12 (улица Гончарова, дом 6а) и детской стоматологической поликлиники № 39 (улица Гончарова, дом 17, корпус 1).
Новый детский сад на 120 мест появился по адресу: улица Яблочкова, дом 20а. Он рассчитан на семь групп детей от двух до семи лет. Площадь трехэтажного здания детсада — 2900 квадратных метров. В нем есть бассейн и спортзалы. В дошкольном отделении реализуется основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» и программы дополнительного образования — «Школа юного академика» и «Мы познаем мир».
Прошлый, 2018 год запомнился жителям Бутырского района еще одним приятным событием: открытием ледового дворца недалеко от станции метро «Тимирязевская». Здесь созданы максимально комфортные условия для подготовки юных спортсменов. Помимо главной арены, во дворце есть универсальный спортивный зал с разметкой для игр в мини-футбол, баскетбол и волейбол. Для любителей танцев открыт зал хореографии с нескользящим покрытием. На территории комплекса расположены бросковый центр и малая ледовая арена для индивидуальных занятий.
Бутырский хутор: от Гончаровского парка до Яблоневого сада
В Бутырском районе расположена известная Тимирязевская сельскохозяйственная академия (Российский аграрный университет имени К.А. Тимирязева).
В 1820 году было создано Московское общество любителей сельского хозяйства. Идею создания подал князь С.И. Гагарин, а его первым президентом стал московский генерал-губернатор князь Д.В. Голицын.
В 1822 году общество приняло решение основать Земледельческую школу и опытный хутор. В школу сельского хозяйства «Бутырский хутор» принимались все желающие, включая крепостных. Здесь создали опытную пасеку, показательный свеклосахарный завод, школу дубления овчин. «Бутырский хутор» стал прообразом Петровской сельскохозяйственной академии, открытой спустя четыре десятилетия в Петровско-Разумовском.
Традиции, заложенные в те годы, стараются сохранят в Гончаровском парке и природном комплексе «Яблоневый сад». Любители прогулок могут с комфортом гулять там, на зеленой территории между путями Савеловского направления Московской железной дороги и улицей Яблочкова.
Недавно парк «Яблоневый сад» был реконструирован. Обновлена его территория. Восстановлен сад, выложена дорога из брусчатки, высажены березы, липы, дубы и клены, оборудованы велосипедные и прогулочные дорожки.
А Гончаровский парк (улица Руставели, владение 7), созданный в 2014 году, стал одним из мест, где отмечают крупные городские и государственные праздники. Интересно, что название он получил по итогам опроса горожан: именно они стали именовать его Гончаровским, а не филиалом Лианозовского парка на улице Руставели.
После реконструкции здесь появились велодорожки, каток, разбиты цветники и оборудована зона для пляжного отдыха. Кроме того, сделаны пандусы для маломобильных граждан и детских колясок, отремонтирована система освещения.