Как развивается московский транспорт

Строительство метро и дорог идет с опережающими темпами. Уже сейчас программа удвоения метро выполнена на 65 процентов, а к 2025 году 90 процентов москвичей получат общественный транспорт в пешеходной доступности от дома и работы. Благодаря активному строительству дорог и развязок в столице сократилось количество пробок. А значит, многие районы Москвы стали ближе и привлекательнее для населения. Из нашей подборки вы узнаете, жизнь каких территорий столицы стала лучше с приходом транспорта.

1. Территория производственной зоны ЗИЛ

Еще каких-то восемь лет назад территория, некогда принадлежавшая одному из крупнейших заводов страны по производству автомобилей, напоминала кадры из фильма ужасов: опустевшие производственные площадки, полуразрушенные цеха и сооружения. И все это недалеко от центра столицы. В 2012 году правительством Москвы было принято решение о реновации депрессивной территории и создании на ее месте качественно нового района мегаполиса с парками, жильем, рабочими местами и объектами социальной инфраструктуры. Не забыли и о транспортной доступности: в 2015 году на территории бывшей промзоны открыли станцию метро «Технопарк», а через год здесь появились две станции МЦК – «Автозаводская» и «ЗИЛ. На базе последней создан крупный ТПУ, сейчас строится второй терминал для выхода пассажиров к парку «Тюфелева роща».

Транспортную и пешеходную доступности строящихся жилых и общественных комплексов также обеспечивают новые дороги длиной порядка 35 км. Их ввод сделал возможным движение транспорта от набережной Марка Шагала до станции метро «Технопарк» Замоскворецкой линии, объединив в единую транспортную систему Третье транспортное кольцо (ТТК), ТПУ «ЗИЛ» и станцию метро «Технопарк». Таким образом, появилась связанность северной, южной и западной частей территории бывшего автозавода. Также построен надземный пешеходный переход через проспект Андропова в районе станции метро «Технопарк», который связал новый район с парком «Остров Мечты» в Нагатинской пойме. А совсем скоро добраться до ЗИЛа можно будет и на речном трамвайчике: в рамках благоустройства набережной Марка Шагала здесь будет организован причал для речных судов.

2. Промзона «Тушинский аэродром»

Развитие территории бывшего Тушинского аэродрома направлено на создание комфортной многофункциональной городской среды. Ранее здесь построили стадион «Открытие Арена», а для обеспечения транспортной доступности района в 2014 году открыли станцию метро «Спартак».

В ближайших планах Стройкомплекса – развитие набережной Москвы – реки на участке от МКАД до Строгинского шоссе. Там планируется строительство пешеходного моста, который свяжет район с территорией Покровское-Стрешнево, благодаря чему доступ к крупнейшему природному парку в Строгино получат больше людей.

3. Нагатинская пойма

В октябре 2013 года был утвержден проект планировки еще одной многофункциональной промышленной зоны – района Нагатинская пойма на юге Москвы. В последние годы в районе реализовали несколько крупных проектов, которые значительно улучшили транспортную доступность Нагатинской поймы. Так, в непосредственной близости от Нагатинского Затона в конце 2015 года открыли станцию Замоскворецкой линии метро «Технопарк». В 2019 году от «Технопарка» через проспект Андропова был построен надземный пешеходный переход с траволаторами. Через него москвичам будет удобно попасть в район и в тематический парк «Остров мечты».

В декабре 2019 года открыли движение по новому автомобильному мосту через Кожуховский затон. Он связал Нагатинскую пойму с районами Печатники и Южнопортовый, а также сделал более доступным «Остров мечты».

Скоро здесь появятся еще две станции метро — «Кленовый бульвар» и «Нагатинский Затон» восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ). Первая расположится на пересечении улицы Коломенской с Кленовым бульваром, вторая — в начале Коломенской улицы.

Также планируется построить пешеходный мост через старое русло Москвы-реки. Он соединит жилые кварталы на улицах Речников и Судостроительной со строящейся станцией метро.

4. Территория спорткомплекса «Лужники»

Строительство большого спортивного кластера на территории олимпийского комплекса «Лужники» началось в 2013 году. К чемпионату мира по футболу 2018 года была реконструирована Большая спортивная арена, на которой состоялся финальный матч турнира. Также были построены Дворец водных видов спорта и дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой. Территория стадиона «Лужники» и по сей день продолжается активно обновляться и застраиваться: в ближайшие годы здесь появятся ледовый дворец «Кристалл», всесезонный теннисный центр, международный дворец единоборств и универсальный спортивный зал «Дружба». Обеспечивает транспортную доступность стадиона «Лужники» одноименная станция Московского центрального кольца, движение по которому запустили в 2016 году, а также станция метро «Спортивная», где к чемпионату мира 2018 года провели капитальный ремонт вестибюля и замену эскалаторов. Кроме того, была реконструирована набережная Москвы – реки, общая протяженности активной зоны которой составляет 2,9 км. А в 2018 году «Лужники» и Воробьевы горы соединил новый для Москвы вид транспорта – канатная дорога.

5. Западный административный округ

В августе 2018 года в Москве открылись сразу семь новых станций метро – длиннее стала «желтая» линия подземки. Новый 15-километровый участок и станции – «Мичуринский проспект», «Озерная», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка» – осчастливили 600 тысяч москвичей. Речь идет о четырех районах: Очаково, Тропарево-Никулино, Солнцево и Ново-Переделкино.

Раньше жители районов, отрезанных от метро, вынуждены были стоять в пробках и проводить в общественном транспорте по 3-4 часа в день. Так было с теми, кто живет недалеко от «Раменок». Теперь для обитателей районо Солнцево, Ново-Переделкино и поселения Внуковское временные затраты на поездку сократятся на 20-30 минут.

Автомобилистам тоже стало проще: открытие вылетной магистрали проспект Генерала Дорохова позволило улучшить транспортную доступность инновационного центра «Сколково», районов Солнцево и Очаково-Матвеевское, поселка Заречье, микрорайона Сетунь и перспективной жилой застройки района Раменки, а также западной части города в целом, а также снизил нагрузку на другие магистрали.

6. Юго-Восточный административный округ

Наконец перестали стоять в пробках и жители районов Выхино-Жулебино, Текстильщики и других, находящихся на Юго-востоке столицы. Для того, чтобы обеспечить транспортную доступность подземки, метростроевцы сначала продлили «Таганско-Краснопресненскую» линию до Котельников, а затем открыли новую линию – «Некрасовскую» - протянувшуюся до самых Люберец.

Пользоваться общественным транспортом теперь стало проще: раньше, чтобы добраться до ближайшей станции метро, москвичам из юго-восточных районов, с учетом пробок, приходилось проводить в общественном транспорте часы. С появлением «Некрасовской» линии дальность подвоза и время в пути сократились: теперь пассажиры смогут экономить на поездках в среднем 15-20 минут.

Благодаря развитию метро, улучшилась и дорожная ситуация. Пассажиры маршруток и авто пересели на подземный транспорт, разгрузив тем самым Рязанский и Волгоградский проспекты, являющиеся одними из самых загруженных магистралей столицы. Кроме того, сейчас активно строится новая шестиполосная вылетная магистраль, которая пройдет от Третьего транспортного кольца до развязки МКАД-Бесединское шоссе.

7. Восточный административный округ

Улучшилась транспортная доступность и в Восточном административном округе столицы. Уже в конце этого года будет введена в эксплуатацию станция метро «Электрозаводская», которая станет центром нового транспортно-пересадочного узла. Здесь пассажиры смогут пересаживаться с «синей» линии метро на электрички Казанского направления железной дороги, а также на поезда третьего Московского центрального диаметра. Сейчас активными темпами строится северо-восточный участок Большой кольцевой линии, на котором будут находиться семь станций метрополитена. Три из них – «Авиамоторная», «Нижегородская» и «Лефортово» уже запущены. Полноценный запуск БКЛ намечен на 2022 год: с ее появлением участком и его станциями смогут воспользоваться почти миллион жителей минимум 12 столичных районов, в том числе жители трех районов Восточного административного округа – «Сокольников», «Соколиной Горы» и «Косино-Ухтомского».

Открытие в мае 2017 года движения по новому участку Северо-Восточной хорды в районе Метрогородок значительно облегчило движение на Щелковском и Открытом шоссе, а главное – улучшило транспортную доступность для Метрогородка, в котором проживают около 40 тысяч человек. Кроме того, в планах Стройкомплекса – возведение участка Тагильской улицы, которая соединит Метрогородок с районом Гольяново.

8. Новая Москва

Новый транспортный каркас создается строителями на территориях Новой Москвы. За семь лет на присоединенных территориях протянули более 250 километров новых магистралей. В ближайшие 3,5 года построят еще столько же. Только за последние месяцы в ТиНАО открыли 50 километров новых дорог, которые позволят разгрузить Киевское и Калужское шоссе. Новые трассы помогут запустить больше общественного транспорта, благодаря чему местные жители смогут быстрее доехать до метро.

К слову, о подземке: до присоединения к Москве на новых территориях не было метро, теперь есть 8 станций, что позволило сэкономить время в поездках до одного часа. В 2016 году введены в эксплуатацию «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии. В 2018 году открыты «Рассказовка» и «Говорово» Калининско-Солнцевской линии. В 2019 году заработали станции «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка» красной ветки. Калининско-Солнцевскую линию продлевают до аэропорта Внуково. Строится Коммунарская линия от станции «Улица Новаторов» до «Бачуринской». До 2035 года планируется построить 72 км линий метро, 33 станции и четыре электродепо.

9. Северный Административный округ

Строительство Люблинско-Дмитровской линии стало настоящим спасением для жителей северных районов Москвы. Такие районы, как Марфино и Бутырский были просто отрезаны от города железными дорогами. Жителям было сложно добираться до центра и вообще выбираться из города на общественном транспорте. В 2016 году там открылись сразу три станции «Фонвизинская», «Бутырская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2018 года ветка «выросла» еще на три станции: открылись «Селигерская», «Верхние Лихоборы» и «Окружная». В итоге пользоваться ими могут жители 9 районов Москвы, а это 450 тысяч человек, которые теперь живут в шаговой доступности от станций метро.

На базе «Селигерской» в будущем появится транспортно-пересадочный узел с подземными пешеходными переходами, которые будут совмещены с вестибюлями метро, с конечной остановкой общественного транспорта и многоэтажной парковкой на автостанции. Рядом будет стоянка такси и многофункциональный комплекс.

Люблинско-Дмитровская линия метро будет и дальше расти наверх — на очереди станции «Улица 800-летия Москвы» и «Лианозово». Их открытие снизит нагрузку на Дмитровское шоссе, а метро станет доступнее жителям Дмитровского района, Восточного Дергунино, Бескудниковского и Лианозово, где живет 170 тысяч человек. Через пять лет «салатовая» линия придет в поселок Северный, где появится станция «Физтех» рядом со строящимся комплексом Московского физико-технического института.

10. Хорошёво-Мнёвники

Улучшилась транспортная доступность одного из крупнейших районов Москвы – Хорошёво-Мневники. В конце прошлого года в Нижних Мнёвниках был построен уникальный балочный мост, входящий в состав Северо-Западной хорды. Его возведение улучшило транспортную ситуацию в районах Хорошёво-Мнёвники, Крылатское, Кунцево, Можайский и Очаково-Матвеевское. В сентябре 2020 года в районе завершилось строительство проектируемых проездов, что существенно улучшило пешеходную доступность Хорошёво-Мнёвников.

Сейчас в районе нет ни одной станции метро, но уже к концу этого года будут введены в эксплуатацию станции «Мнёвники» и «Карамышевская» Большой кольцевой линии. В следующем году планируется достроить транспортно-пересадочный узел «Мнёвники», которым будут пользоваться 7, 2 тысяч человек.