К 2027 году уже 95 процентов москвичей будут жить в шаговой доступности от станций метро. Сложно поверить, но это так. Согласно программе развития Московского метрополитена до 2024 года, в городе планируют спроектировать и построить 103 километра подземки, 42 станции и три депо. Столичные власти также ждут, что строительство новых станций метро даст городу экономический рост за счет ускоренного развития отдаленных районов, появления новых рабочих мест и притока инвестиций.
Кажется, что поставленный на ближайшие годы план слишком оптимистичный, но стоит вспомнить, что за девять предыдущих лет в столице построили 169 километров линий подземки, 87 станций и 10 депо. Часть объектов запустили в 2019 году. Пассажирам теперь доступны восемь станций метро. Четыре из них расположены на Некрасовской линии, еще четыре — на Сокольнической.
Протяженность нового участка Сокольнической линии от «Саларьева» до «Коммунарки» — 10 километров. Пассажиры, которые работают или живут в поселениях Московский и Сосенском, теперь экономят на поездках до 40 минут в день.
Длина участка Некрасовской линии метро со станциями «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка» — почти семь километров. Сейчас строится второй участок ветки, где откроются еще пять станций. Линия станет полноценным дублером юго-восточного радиуса Таганско-Краснопресненской линии.
Большое кольцо: 36 районов и три миллиона человек
Сейчас идут работы на всех участках Большой кольцевой линии (БКЛ), ее строят поэтапно. БКЛ разгрузит кольцо и радиальные ветки, пассажирам будет проще добираться до соседних районов, появятся дополнительные маршруты. Так, движение уже запустили на отрезке «Деловой центр» — «Савеловская». Теперь, чтобы добраться, например, от станции «Петровский парк» до «Выставочной», не нужно сначала ехать в центр, чтобы сделать пересадку на Филевскую линию метро.
Сейчас открыты только шесть станций БКЛ. Всего на 70 километровом кольце будет 31 станция. С большого кольца можно будет сделать 23 пересадки на другие ветки, 11 — на линии железной дороги, четыре пересадки на МЦК, шесть — на МЦД-1 Одинцово — Лобня и МЦД-2 Нахабино — Подольск. В целом ветка объединит 36 районов и обеспечит транспортом три миллиона человек.
Идея построить большое кольцо появилась еще в 1985 году, но тогда не хватило ресурсов. К проекту вернулись лишь в ноябре 2011 года. Если бы реализация проекта так и не началась, то в будущем произошел бы коллапс общественного транспорта в центре Москвы и перегрузка Кольцевой линии. Кроме того, увеличилась бы загруженность и без того забитых радиальных веток метро на юге, востоке и юго-востоке Москвы.
Коммунарская линия: напрямую в Троицк
Станет свободнее и на южных участках Сокольнической и Калужско-Рижской линий за счет строительства Коммунарской ветки. В первую очередь выиграют жители ТиНАО, которые смогут быстро добраться до других округов столицы. Кроме того, москвичи смогут ездить на метро… на дачи. В целом транспортом будут обеспечены еще 1,4 миллионов горожан.
Протяженность Коммунарской линии превысит 30 километров. На ней будет 16 станций метро: «Севастопольский проспект», «Академическая», «Улица Строителей», «Улица Новаторов», «Университет дружбы народов», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», «Коммунарка», «Столбово», «Сосенки», «Ракитки», «Десна», «Десеновское», «Ватутинки» и «Троицк». Ветка пройдет по территориям районов Академический, Проспект Вернадского, Коньково, Теплый Стан, затем вдоль Калужского шоссе, через поселения Мосрентген, Коммунарка. Конечная станция Коммунарской линии будет в районе Октябрьского проспекта в Троицке.
Сейчас работы идут на семи станциях. Строительство ведется на глубине 35 метров, что исключает воздействие на существующую застройку. Первый участок ветки — 15,9 километров — планируют открыть к 2023 году.
Рублево-Архангельская линия: загородный маршрут
Еще только в разработке находится Рублево-Архангельская линия метро. Уже известно, что она протянется на 19 километров и обеспечит транспортом три района и миллион человек.
Новая ветка соединит деловой центр «Москва-Сити» с развивающейся территорией на западе столицы. В результате метро станет доступнее для жителей районов Строгино, Митино и Хорошево-Мневники, а также для территории Рублево-Архангельского. На ветке планируют открыть девять станций, четыре из них будут пересадочными на Арбатско-Покровскую и Большую кольцевую линии метро, а также на Московское центральное кольцо. Кроме того, снизится интенсивность движения по Новорижскому и Ильинскому шоссе.
Линия должна стать важным маршрутом для пассажиров, которые живут загородом, а также разгрузить дороги на севере и северо-западе Москвы.
Бирюлевская линия: вторая в ТиНАО
Отдаленные районы Бирюлево Восточное, Бирюлево Западное и Щербинка станут доступнее с Бирюлевской линией метро. Документацию для строительства начнут разрабатывать в конце 2019 — начале 2020 года.
По планам на ветке протяженностью 43 километра будет 17 станций. Линия соединит станцию ЗИЛ Московского центрального кольца и станцию «Кленовый бульвар» БКЛ, пройдет через районы Нагатинский Затон, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное, а затем протянется в ТиНАО. Ожидается, что строительство ветки начнется после 2025 года.
Миллион горожан смогут быстрее добираться за город или на дачи, а транспортные магистрали станут свободнее. Линия станет частью транспортного каркаса новых территорий Москвы.
До крайних районов
Привлечь инвестиции намерены и в отдаленные районы Москвы. Для этого планируют продлить радиальные линии подземки. Так, станции метро появятся в районах Лианозово, Северный, Потапово, Гольяново, Восточное Дигунино и Внуково.
Солнцевская линия метрополитена протянется от станции «Рассказовка» до аэропорта Внуково — дополнительные две станции и 5,5 километров. Это будет первая ветка, которая обслуживает в том числе и столичный аэропорт. Станцию полностью интегрируют в его инфраструктуру. Открыть участок намерены в 2022 году.
Люблинско-Дмитровскую линию продлят до поселка Северный (6,9 километра и три станции), Сокольническую — до деревни Потапово (2,3 километра и одна станция), Арбатско-Покровскую — до Гольяново (2,4 километра и одна станция). Эти проекты реализуют до 2022–2023 годов.