Москва вобрала всебя множество архитектурных стилей— отдеревянного зодчества XVвека доконструктивизма. Русские изарубежные архитекторы, работавшие встолице вразное время, вносили вееоблик что-тоновое.
Самые смелые эксперименты исамые изысканные «украшательства» пришлись наэпоху модерна, тоесть наконец XIX— начало XXвека. Переосмысливая старые течения, архитекторы техлетсвободно соединяли ихэлементы. Тогда вМоскве нафасадах новых домов ипоселилось множество фантастических созданий.
«Фасад-зоосад» длядоходного дома
Одно изсамых заселенных подобными существами зданий— домстрахового общества «Россия» (Сретенский бульвар, дом6/1). Дваегокорпуса формируют целый квартал наСретенском бульваре. Домбылпостроен в1902 году попроекту Николая Проскурнина. Длякрупнейшей вРоссийской империи страховой компании онжеспроектировал доходный комплекс наЛубянской площади, впоследствии перестроенный иизвестный ныне какздание органов госбезопасности, атакже доходный домвРиге.
Дома наСретенском бульваре втовремя считались самыми технически оснащенными многоквартирными жилыми зданиями встране: здесь работала автономная электростанция, было отопление иновая система кондиционирования. Кроме того, постояльцы доходного дома— ученые, профессора университета ичлены Государственной думы— располагали собственной артезианской скважиной глубиной 45метров.
После революции жильцами дома стали представители советской интеллигенции, нанижних этажах расположились Российское телеграфное агентство, Главное артиллерийское управление, Наркомпрос РСФСР илитературный отдел Главполитпросвета, первое место работы Михаила Булгакова вМоскве.
Свидетелей техвремен можно найти вэтом квартале исейчас. Балконы главного фасада стерегут, глядя наТургеневскую площадь, химеры сослоновьими хоботами-флейтами. Круглые эркеры поддерживают стайки летучих мышей, абалконы впроезде между корпусами— хищные птицы, напоминающие знаменитых горгулий Нотр-Дама. Если приглядеться, нафасадах можно увидеть исаламандр— впредставлении средневековых магов иалхимиков этиземноводные негорели вогне. Есть здесь иобразы более реальных животных: грозный левустроился возле циферблата, пеликан— внише подчасовой башней, ястребы— пососедству сним.
Разглядывать этиуникальные здания можно долго— вихдекоре, помимо фигур вымышленных иреальных животных, использованы античные, средневековые ибарочные мотивы. Тимпан фронтона украшает горельеф— сюжетная композиция, герои которой— философы античности. Нафасадах состороны Боброва переулка можно увидеть крылатые женские фигуры, выполненные ввиде корабельных ростров, авоснованиях небольших колонн— амуров.
Чтобы полюбоваться ещеодним знаменитым «домом-зверинцем», достаточно прогуляться поЧистопрудному бульвару всторону Покровки: в15минутах ходьбы отТургеневской площади, возле Чистых прудов, стоит «кружевное» бирюзово-белое здание— бывший доходный домцеркви Троицы наГрязех (Чистопрудный бульвар, дом14, строение 3). Приближайшем рассмотрении «кружево» оказывается барельефом, изображающим сказочных животных— ипересчитать ихсходу нетак-топросто.
Здание построили в1909 году попроекту Льва Кравецкого, азаоформление отвечала художественная артель «Мурава»— объединение учеников Строгановского училища, вдохновленное Абрамцевским заводом майолики— керамико-художественной мастерской, созданной Саввой Мамонтовым всвоей усадьбе. Терракотовые барельефы создавались поэскизам художника Сергея Вашкова— ученика Виктора Васнецова иодного измастеров московского модерна.
Вашков всвою очередь черпал вдохновение дляэтой работы воВладимире. Образы сказочных зверей частично повторяют барельефы Дмитриевского собора— храма XIIвека. Однако этонеточные копии, аихобразное прочтение вукрупненном масштабе игротескной прорисовке. Кого здесь только нет: грифоны, драконы, жар-птицы, коронованные лебеди, огнедышащие псы, птицы одвух главах ивгордом одиночестве левсчеловеческим лицом ироскошными усами.
Часть квартир вдоме предназначались длявременного проживания нуждающихся прихожан церкви Святой Троицы наГрязех, часть сдавалась внаем. Изначально здание было четырехэтажным, сшатровыми башенками покраям. В1945 году надстроили ещедваэтажа— из-заэтого рядверхних барельефов былутрачен.
Художники артели «Мурава» причастны ксозданию ещеодного необыкновенного московского дома— красного терема смайоликой наузнаваемых треугольных фронтонах (Курсовой переулок, дом1). Этоздание внеорусском стиле было построено в1907 году позаказу инженера путей сообщения икрупного мецената Петра Перцова. Онобъявил конкурс налучший проект доходного дома врусском стиле, предназначенного впервую очередь длятворческой интеллигенции. Потому вжюри входили такие признанные мастера изобразительного искусства, какВиктор Васнецов, Василий Суриков, Василий Поленов иФедор Шехтель.
Витоге премию вразмере 800рублей выиграл Аполлинарий Васнецов, нобудущему хозяину дома больше понравилась работа, занявшая второе место,— проект Сергея Малютина. Здание встиле русский ампир, придуманное им, несовсем соответствовало условиям конкурса, иПерцов планировал переработать проект, ноидеальный вариант нашелся среди черновых конкурсных эскизов художника.
Малютин собственноручно проработал вседетали будущего здания, втомчисле рисунки длянаружной майолики. Наэтих панно, которые ивыполнили мастера керамической мозаики изартели «Мурава», изображены герои русских сказок илегенд— птица Сирин, лиса изаяц, щуки измеи, бык, борющийся смедведем, имногие другие.
Анималистические мотивы встречаются нетолько намозаиках— трубы дома выполнены ввиде спящих сов, кронштейны балконов— ввиде драконов, анаконьке крыши установлена решетка спозолоченными львами.
Петр Перцов прожил всвоем доме 15лет. Кроме того, вразное время здесь жили художники Роберт Фальк, Василий Рождественский, Александр Куприн, ав1908–1909 годах вподвале дома находилось кабаре «Летучая мышь». После революции здание было национализировано.
Единороги— солидные июные
Геральдические эмблемы— вотгдевпервую очередь следует искать единорога внаше время. Тамоничасто встречаются впаре сольвом— всем известна ихвечная борьба закорону. Встихотворении Льюиса Кэрролла речь шлаобританской короне, однако этапара противников нечужда ироссийской геральдике— льва сединорогом изображали назолотых российских монетах начиная совторой половины XVвека, современ правления Иоанна III.
В1561 году единорог появился напечатях Ивана Грозного— втомчисле нагруди двуглавого орла, гдетакже размещали изображение Георгия Победоносца. Авпаре сольвом онвстречается нафирменном знаке Московского печатного двора и… нафасаде выездной башни Синодальной типографии (Никольская улица, дом15).
Современное здание типографии было построено в1815 году. Оновозводилось одновременно сНикольской башней Московского Кремля, поэтому сееготическими мотивами перекликается иоформление типографии. Архитекторам— Алексею Бакареву иИвану Мироновскому необходимо было подчеркнуть древность этого места, иименно готический стиль вначале XIXвека ассоциировался состариной. Нарочито архаичными выглядят извери, расположившиеся надвходом,— лев, символ власти, иединорог, олицетворение чистоты истрогости.
Ихже(впозолоте, пососедству сдержавными орлами) можно безтруда найти нашпилях башен Исторического музея (Красная площадь, дом1). В1935 году металлические скульптуры сняли сошпилей— орлов переплавили, авотльвов иединорогов сотрудникам музея удалось спрятать. Онивернулись напрежнее место 68летспустя.
Совсем другой единорог, далеко невоинственный, украшает ещеодно неоготическое здание— доходный дом, выстроенный вНащокинском переулке позаказу почетного гражданина Москвы Константина Лазарева. Автор особняка— Петр Щекотов. Здание (Нащокинский переулок, дом8), оформленное резным декором ифигурными вставками, резко выделяется нафоне соседних домов.
Однако уздешнего единорога есть тайна— онгораздо моложе, чемкажется. Какихимера, голова которой установлена навыступающем эркере. Дело втом, чтоонипоявились нафасаде всего 14летназад входе реконструкции здания. Вавторском проекте подобные украшения отсутствовали, однако специалисты Центра историко-градостроительных исследователей решили включить ихвпроект реконструкции— иновые обитатели фасада удачно вписались вансамбль.
Поодной изверсий, именно этот домпослужил прообразом дляготического особняка изромана Булгакова «Мастер иМаргарита». С1934 года Михаил Афанасьевич жилнапротив— вквартире, отведенной емувдоме кооператива писателей (былснесен в1970-х). Булгаков провел здесь последние годы жизни. Помнению литературоведов, «готическим» особняк Маргариты стал впоздних версиях знаменитого романа.
Впрочем, существует какминимум десяток версий, касающихся того, какое жемосковское здание стало прототипом того самого особняка. «Маргарита Николаевна сосвоим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка всаду водном изпереулков близ Арбата»,— пишет Булгаков. Согласно ещеодному популярному мнению, подэтоописание больше всего подходит удивительной красоты домнаСпиридоновке— особняк Зинаиды Морозовой (улица Спиридоновка, дом17).
Онтакже выстроен внеоготическом стиле попроекту Федора Шехтеля. Какиполагается всякому готическому зданию, здесь есть горгульи наводосточных трубах ипокраям террас.
Крылатые стражи
Другой памятник архитектуры, связанный сэтой купеческой фамилией ипринадлежавший Арсению Морозову, появился наВоздвиженке в1899 году. Эклектичный дворец вмавританском стиле построен попроекту Виктора Мазырина, Разумеется, вкомпозиции столь причудливого иприэтом масштабного здания нашлось место длямифологических элементов: розетку надглавным входом украшает фигура крылатого льва срыбьим хвостом. Аособняк матери Арсения— Варвары Морозовой, который находится пососедству (улица Воздвиженка, дом16), украшен скульптурами грифонов— онивосседают напортиках здания, несколько теряющегося извиду нафоне мавританского дворца.
Образы этих мифических существ неслучайно часто использовались воформлении особняков, атакже банков иказнохранилищ: символ грифона какхранителя золота сложился ещевискусстве Древнего Востока. Вэтом жекачестве онвыступает ивмифах других культур— стережет путь ксокровищам. Поэтому вМоскве, городе купцов ипромышленников, грифоны нафасадах зданий XIX— начала XXвека встречаются часто.
Примечательны бдительные ушастые грифоны накрыше особняка Анны Олениной— Владимира Думнова вМалом Кисловском переулке (дом5а/8). Этих грозных стражей упоминал Андрей Белый вавтобиографическом романе «Крещеный китаец»: «Сворачиваем вМалый вКисловский переулок; боюся невнятиц; аздесь есть невнятица— „эдакое такое свое“: двагрифона, крылатые: и— ябоюсь двух крылатых грифонов, поднявших двелапы надбойким подъездом».
Этот особняк былпостроен всередине XVIII века, нонынешний облик обрел вконце XIXвека: здание перестроил архитектор Павел Самарин, придав емунеоклассические черты. После революции грифонов сняли скрыши ивернулись сюда только в2013 году вовремя реставрации. Специалисты провели восстановительные работы ссохранением всех элементов исходной планировки ихудожественного оформления— истали лауреатами конкурса «Московская реставрация».
Схожим образом расположены фигуры крылатых львов накрыше дома Фалеева вГагаринском переулке (дом11): науглах крыши состороны фасада. Небольшой одноэтажный особняк построили после пожара 1812 года. В1895-мдомприобрел гражданский архитектор Николай Фалеев— исамжеразработал проект егоперестройки. Онсоединил воблике дома ренессансные элементы ичерты стиля ампир, атакже барочные элементы— надокнами, например, можно увидеть барельефы ввиде маленьких раковин.
Напоминание опрофессии хозяина дома— символы, изображенные надвходом вздание (скрещенные треугольник, лопатка, топор, кирка, циркуль иканат), часто ошибочно связывают смасонской тематикой. Насамом деле этоэмблема гражданских инженеров, которая была официально утверждена законами Российской империи.
После революции особняк перешел введение Народного комиссариата иностранных дел. Домпредоставляли дляпроживания важным иностранным гостям. Знаменитый американский журналист Джон Рид, автор книги «10дней, которые потрясли мир», провел здесь свои последние дни— вдоме Фалеева онжилв1919–1920 годах.
Список московских мест, охраняемых мифическими полульвами-полуптицами, внушителен. Набарельеф сгрифонами опирается портик особняка Ивана Морозова вЛеонтьевском переулке (дом10), натерритории усадьбы Высокие Горы наЗемляном Валу (дом53) прекрасно сохранились чугунные фигуры грифонов, ихжеизображения красуются набарельефах надбоковыми входами. АнаИльинке ихможно заметить какминимум дважды: наздании Московской купеческой биржи (дом6/1) инафасаде доходного дома, гдерасполагались Русский внешнеторговый иСибирский банки (дом12/2/1, строение 1).
Бышему доходному дому К. Х. Каракаш (Малый Каретный переулок, дом3/2) достались куда более оригинальные крылатые стражи. Архитектор здания Вячеслав Жигардлович разместил надокнами второго этажа— причем повсей длине фасада— мистических ночных хищников: состороны Лихова переулка— сов, асостороны Малого Каретного— летучих мышей.
Домпостроен в1902 году, имаскароны вдухе модерна нафасадах— типичное решение длятого времени. Почему жеархитектор выбрал дляоформления этого здания образы ночных животных— загадка. Если верить одной изгородских легенд, позадумке заказчика, летучие мыши исовы должны были устрашать сомнительную публику, появляющуюся наулицах втемное время суток,— пьяниц, бродяг иворов. Впрочем, есть весомый повод усомниться вэтой версии: летучие мыши вМалом Каретном выглядят скорее трогательно, нежели пугающе.
Вгородские легенды можно верить, аможно вовсе незнать их. Носказка, несомненно, есть вМоскве— впервую очередь благодаря талантливым архитекторам прошлого имастерам реставрации, которые помогают сохранить этишедевры архитектуры. Об этом сообщает "Рамблер".