Игры для PlayStation 4 подорожали. К чему это приведёт в будущем?

YouTube-прохождения и подъем нового инди, но не только, все гораздо сложнее. Мы вступаем в новую эпоху.

27 сентября в PlayStation Store резко подорожали сразу около 800 игр. Например, Sekiro: Shadows Die Twice, Call of Duty и новая игра по Мстителям, которые стоили 3999 рублей, а теперь стоят 4999, и в социальных сетях начинают шутить про новую эпоху 5К-гейминга. Дима Веснин предсказывает, как подорожание игр повлияет на то, за какими играми мы будем следить ближайший год.

ЧТО ПОВЛИЯЛО НА ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН?

В первую очередь, на изменение цен в российском магазине PlayStation повлияли изменения курса рубля и надвигающийся выход консолей нового поколения. Судя по данным сайта banki.ru, в прошлом сентябре курс колебался около отметки 63-64 рубля за доллар, а в этом — 73-77 рублей. Стоимость разработки и маркетинга за год меньше не стала, и у Sony есть все основания для того, чтобы компенсировать эту разницу, установив новые цены на игры.

К тому же, с анонсом новых консолей, анонсировали и цены на игры для PlayStation 5. Если раньше высокобюджетные игры продавались по $60 на старте продаж, то для новой игры про Спайдер-мена и NBA 2K21 уже озвучена цена в $70, не включая налоги, что для европейского рынка превратится в €70. В прямом переводе по курсу 27 сентября это 6362 рублей. Учитывая все дополнительные налоги и расходы на российский офис и маркетинг, это звучит как смелые 6999 и 7999 рублей за высокобюджетные игры. На практике сейчас предзаказ новой части Assassin’s Creed Вальгалла Ultimate Edition стоит 7279 рублей до 17 ноября, а после этой даты поднимется до 7999 рублей.

В принципе, и раньше цена в $60 не покрывала затраты на разработку высокобюджетных игр. При формировании стоимости владельцы платформ так или иначе учитывали продажи консолей: цена The Legend of Zelda: Breath of the Wild подразумевает, что для игры нужно будет купить Nintendo Switch, а цена Death Stranding учитывает, что игрокам понадобится PlayStation 4, а некоторые даже возьмут консоль с эксклюзивным оформлением.

YOUTUBE-ГЕЙМИНГ

Судя по данным Росстата, официальной государственной статистики, в 2019 году среднемесячная заработная плата поднялась на 7,5%, и это без поправки на инфляцию, курс рубля и тем более экономику пандемии. Можно приводить сколько угодно цифр, но вы же сами по себе чувствуете: стоимость в 7999 рублей кажется уже слишком существенной для игры, которую можно будет пройти часов за двадцать.

При этом игры Sony — важная часть популярной культуры и идентичности игрового сообщества, мнение о них должно быть, кажется, у каждого, но сами игры становятся все менее доступными. Все чаще в игровых сообществах обсуждают даже не сами «престижные» игры, а их трейлеры, интервью и дополнительные материалы. И это понимаемо: когда нет возможности пройти игру и оценить ее самим, остается вчитываться в трейлеры, делать выводы из маркетинговых материалов и смотреть прохождения популярных игр на YouTube и Twitch.

Важно понимать, что опыт просмотра игры может существенно отличаться от прохождения своими руками. Так, например, мнение, составленное игровым сообществом на основании маркетинговых материалов о The Last of Us Part II, разошлось с критиками настолько, что это повлекло за собой публичную драму и обвинения в продажности и ангажированности журналистов и игровых критиков. Что характерно, конфликт начался еще до того, как игра вышла официально: то есть были игроки, которые посчитали мнение критиков неверным еще до того, как попробовали игру сами. То есть дело не столько в самой игре, сколько в разрыве ожиданий, выстроенных маркетинговыми материалами, с опытом прохождения этой игры.

ВЫСОКАЯ МОДА И МАСС-МАРКЕТ

С новыми ценами на игры эта динамика будет только усиливаться. Чтобы прочувствовать ее на максималках, представьте, что игры уже стоят по 24999, а то и 49999 рублей каждая. Теперь они — что-то прекрасное и недосягаемое. Их можно изучать со стороны, внимательно следить за интервью, материалами и трейлерами, но поиграть в них не получится. В каком-то смысле это похоже на то, как устроены обсуждения вокруг высокой моды: вы можете следить за модными показами, но носить все эти вещи будете не вы. Остается только сидеть и обсуждать, какие из этих трендов подхватит масс-маркет в следующем сезоне.

Может быть, можно будет ухватить что-нибудь на распродаже или в секонде через год или два, но самым доступным вариантом останется все равно масс-маркет. В играх это теперь геймпасс: сервис по подписке, в котором игры дочерних студий Microsoft и все возможное инди будет доступно сразу, в день выхода. Теперь геймпасс работает не только на консолях, но еще и на компьютерах с Windows 10, и у него есть все шансы, чтобы стать горячо любимым народным вариантом. Если об играх за 7999 рублей в день выхода будет только личное мнение, то в играх для геймпасса будет непосредственный личный опыт, они будут намного доступнее и, как следствие, любимее.

Что это значит для разработчиков игр? Больше внимания к инди и здоровая конкуренция внутри геймпасса. Пока к высокобюджетным играм будут предъявлять требования, которыми можно оправдать стоимость в 7999 рублей, к инди таких требований будет меньше. Уже в день выхода будет понятно, какой релиз на геймпассе заслуживает стримов и всенародной любви, а о каком — забудут. И такие забытые игры вряд ли будут ненавидеть так сильно, для этого будут недосягаемые высокобюджетные хиты.

ЧТО В ИТОГЕ?

С изменениями курса рубля и продажей новых консолей, мы вступим в эпоху 8К-гейминга, в которой игроки будут еще внимательнее изучать трейлеры, маркетинговые материалы и рецензии перед тем, как сделать ключевой выбор. При этом, не так важно, появятся ли эти рецензии в день выхода игры или позже: фанаты купят игру на старте и так, а остальные, которых теперь будет все больше, будут ждать распродажи.

В первую очередь, это касается игр для PlayStation, потому что Xbox в этом поколении ставит на доступность игр и геймпасс — сервис по подписке, в котором все важные игры будут доступны сразу, в день выхода. Для тех, кто не следит за «‎престижными» играми, на PlayStation будет поднимающееся в цене инди. Геймпасс в этом смысле намного ближе к игрокам, потому что там можно будет попробовать все возможные новинки самим, а, если повезет, найти какой-нибудь спрятанный бриллиант, о котором еще никто не знает.

Как подъем цен на игры повлияет на всех остальных игроков? ПК-геймеры все еще остаются с комфортными региональными ценами в Steam и, вдобавок, получают геймпасс для Windows 10. Аудитория Nintendo Switch следит за повышением цен и ждет, когда это коснется и их тоже: продолжение Breath of the Wild уже вряд ли будет стоить меньше 5 тысяч рублей, а в расширенных изданиях наверняка приблизится к тем же 8к.

Что это значит в долгосрочной перспективе? Похоже на новости, к которым стоит привыкать. Курс падает, требования к играм становятся все сильнее, высокобюджетные игры не собираются становиться дешевле. И, кажется, на этот раз специальных региональных цен для России мы не увидим.