Врач на борту: три реальные истории, когда приходилось спасать пассажиров

Ситуации, когда случайное присутствие медиков при перелете спасало человеческие жизни.

О необходимости медицинского сотрудника на борту самолета ведутся активные споры. Кто-то считает, что это необходимо, а кто-то — что навыкам первой помощи обучены все бортпроводники, и летная команда не нуждается в подкреплении медработниками. Wday.ru пообщался с врачами, которые случайно оказались в самолете, где их помощь оказалась очень кстати.

— Во время перелетов на отдых я попадал в ситуации, когда кому-то в самолете было плохо. Вокруг этого «плохо» сразу собирались пассажиры, не имеющие отношения к медицине, которые пытались помочь советами. Часто они не давали протиснуться даже бортпроводникам, которые (в отличие от всех остальных) обучены реагировать на подобные случаи грамотно.

Больше всего запомнился случай, связанный с детской кишечной инфекцией, когда мне пришлось оказывать медицинскую помощь на борту. Сразу после взлета у годовалого ребенка началась рвота (каждые 10—15 минут), повысилась температура. Семья начала паниковать, набежала толпа людей, которые хотели чем-то помочь, но только сеяли страх.

Пока ребенок пачкал все кресла вокруг, его мать требовала от бортпроводника марганцовки, чтобы развести ее и дать внутрь, влила в него шприц жаропонижающего и постоянно поила соком, который успешно выходил наружу, не задерживаясь внутри. Бортпроводник сделал объявление «Есть ли врач на борту?», я отреагировал и подошел к женщине с грудничком.

От предложений помочь она сначала отказалась. Но малышу явно легче не становилось, и она решила ее принять. Я вставил ему жаропонижающую свечку, раздел до подгузника, чтобы быстрее спал жар, и посоветовал сделать паузу в отпаивании соком (минут на 30—40), чтобы желудок немного отдохнул. Когда температура начала падать, мы начали давать ему по 1—2 глотка сделанного в «самолетно-полевых» условиях раствора для восполнения водно-солевого баланса при кишечной инфекции (на литр воды 3,5 г соли и 20 г сахара). Советчиков вокруг также пришлось разогнать — ребенок и так был напуган, а тут еще толпа незнакомых лиц.

На самом деле ничего героического я не сделал, но иногда даже минимальная квалифицированная помощь и управление процессом бывают необходимы.

Подобные ситуации происходят довольно часто, и главной проблемой является не сам медицинский случай, а паника и незнание, которые появляются на его фоне.

  • Необходимо сохранять спокойствие и при возникновении опасений за свое здоровье обращаться к бортпроводникам, которые, в свою очередь, либо смогут помочь сами, либо найдут врача на борту.

  • Важно помнить, что бортпроводник — подготовленный сотрудник, готовый к огромному спектру обязанностей.

фото: Diy13 / iStock / Getty Images Plus / Getty Images
фото: izusek / E+ / Getty Images

— История случилась со мной несколько полетов назад. Я увидел, как на соседнем кресле в самолете девушка изнывает от боли, сжимая голову руками. Я спросил, что ее беспокоит. Она практически не могла говорить и показывала на уши. Дело вполне привычное — заложило уши. Но стандартные способы — зевнуть, рассосать леденец, сделать несколько глотков воды — не помогли. Когда она смогла объяснить, что последние несколько дней испытывала симптомы простуды, пазл сложился.

У нее был сильный отек слизистой оболочки носа. Причем при ОРВИ отек распространяется на всю носоглотку. Поэтому даже обычный насморк приводит к нарушению функции восстановления давления в ушах. Из-за этого может возникнуть сильная боль во время взлета или посадки самолета. В такие моменты нужно убрать отечность слизистой.

Бортпроводники мгновенно помогли и принесли по запросу обычные сосудосуживающие капли. Мы закапали, и через несколько минут ей стало гораздо легче, а нестерпимая боль перешла в характер терпимой. Посадку пережили благополучно.

— Я всегда стараюсь брать с собой в ручную кладь небольшую аптечку, потому что невозможно предугадать, что может произойти в полете. Как оказалось, делаю я это не зря.

Я летела в Калининград, женщина в начале самолета почувствовала недомогание. Бортпроводники начали спрашивать, есть ли на борту врач. Быстро отреагировав, я подошла к ней, чтобы выяснить, что случилось. Она была вся покрасневшая, сказала, что ей жарко и рябит в глазах. По опыту я поняла: стоит измерить артериальное давление, и сразу попросила тонометр. Оказалось, что у нее случился гипертонический криз. На вопрос, страдает ли она гипертонией, она утвердительно кивнула головой, но таблеток у нее не оказалось. К счастью, необходимые препараты оказались в аптечке на борту. Они помогли снизить артериальное давление, и дальнейший полет прошел благополучно.

Недавно, в августе этого года, S7 Airlines совместно с Ассоциацией врачей авиационной медицины запустили программу привилегий для медицинских работников «Врачи на борту». Она позволяет врачам получать бонусы за путешествия, что, в свою очередь, помогает им летать чаще. Таким образом, путешествия для пассажиров становятся еще безопаснее и спокойнее, поскольку на рейсе, вероятнее всего, будет врач, который готов прийти на помощь.

Читайте также:

Поделитесь с друзьями: