«Матрица» — это переработанная серия комиксов. У кого Вачовски взяли идеи?

Когда Грант Моррисон и группа художников DC Comics начинали свою популярную серию комиксов «Невидимки» от Vertigo, они стремились превратить комикс в нечто, что изменит сознание молодёжи и повлияет на мир. Но, скорее всего, они не ожидали, что их идеи проникнут в поп-культуру настолько сильно — например, вдохновив (тогда ещё) братьев Вачовски на «Матрицу»:

Я почувствовал, что на мою территорию вторглись. Это были вещи, которые никто не делал ни в комиксах, ни в поп-культуре. Это всегда было в андеграунде, потому что именно оттуда я вышел [...] Так что для меня это был конец «Невидимок»; своего рода прощание с этим и попытка двигаться вперед, к другому образу мышления, другому образу работы... — Грант Моррисон, автор.

Краткое содержание: графические романы Моррисона рассказывают о группе тайных борцов за свободу, действующих в нескольких плоскостях реальности. А в центре сюжета Джек Фрост — обычный парнеь, который превращается из обывателя в новую инкарнацию Будды. Реальность в комиксе рассматривается как иллюзия, а настоящий мир по «лору» контролируется бесчеловечными хозяевами. Читателю же предлагается... проснуться.

Персонаж-зритель и в «Невидимках», и в «Матрице» даже зовётся одинаково — Единый (The One). В обеих историях рассказывается о жизни людей, живущих в сходных обстоятельствах, которые становятся попадают в ячейку бунтарей, изменяющих реальность и становятся спасителями.

Когда «Невидимки» вышли, они стал большим хитом в готической субкультуре того времени. Благодаря преобладанию черной кожи, солнцезащитных очков, пирсинга и ярко выраженному индивидуальному стилю персонажей, «Невидимки» нашли отклик в готской среде и вдохновили целое поколение разобщённых готов на подражание персонажам комикса.

та же чёрная кожа, те же очки...

«Невидимки» в основном находили отклик у андеграундной толпы. «Матрица» нашла отклик у всех. Сюжет «Матрицы» имеет много общего с первым томом «Невидимых», в котором есть практически все. Разница только в симуляции: в «Невидимках» существует множество измерений, а в фильмах Вачовски эксплуатируется тема компьютерной симуляции реальности.

Основной сюжетный момент в путешествиях Нео и Джека Фроста — когда наставник просит их принять участие в чем-то, что откроет им глаза на истинный окружающий мир. Ещё героев окружают зеркала, а главный момент инициационного испытания для главных героев обеих историй связан с высотками — и того, и другого просят спрыгнуть с небоскреба.

А что говорят авторы?

Грант Моррисон в прошлом выражал раздражение по поводу сходства между «Невидимками» и «Матрицей», даже несмотря на то, что первый фильм ему понравился. Было бы справедливо заметить, что есть и различия, которые делают оба произведения искусства достойными внимания зрителей:

После первоначальной ярости, когда я действительно просмотрел его сюжет за сюжетом... Прыжки со зданий, волшебное зеркало, мальчик, которого называют Единым, черные дроны, тени, фетиш. Кунг-фу тоже. Сцена в додзе. [...] Вся эта гностическая тема. Но потом я начал думать, а разве не это должно было сделать наше заклинание? — Грант Моррисон, автор «Невидимок».