Мартин Маржела — изобретатель современной моды. Вот пять его революционных показов

К долгожданному выходу фильма "Маржела: своими словами" в российский прокат.

Весна-лето 1989. Закрытые лица и кровавые следы 

23 октября 1988 года. Мартин Маржела проводит свой первый показ в Cafe de la Gare. Уже тогда лица некоторых моделей были затянуты тканевыми масками — дизайнер хотел, чтобы все внимание зрителей предназначалось одежде. Этот прием унификации он будет использовать и в следующих шоу, закрывая лица моделей платками, накладными челками и черными полосками на глазах. Еще перед выходом на подиум модели обмакивали подошвы ботинок в красную краску — во время проходки на белом покрытии оставались «кровавые» следы. Потом из холста, которым был застелен подиум, сшили топы для следующей коллекции. 

Весна-лето 1990. Шоу на детской площадке

Гениальные идеи Маржелы часто связаны с финансовыми ограничениями. Как провести показ, если на него просто нет бюджета? Команда Маржелы нашла детскую площадку в криминальном 20-м округе Парижа и с разрешения администрации района начала готовить там шоу. Приглашения для гостей нарисовали местные детишки, они же заняли front row, аплодировали моделям, запрыгивали им на руки, визжали и всячески дурачились. Спустя 30 лет Мартин Маржела скажет, что это был самый волшебный момент в его карьере. 

Весна-лето 1993. Коллекция из старых театральных костюмов

С самого начала мода Маржелы строилась на идее переработки старых вещей — просто потому что денег на новые материалы не было. Знаменитая майка из пластикового пакета, свитер из восьми носков, жилеты из рваных постеров или из разбитых тарелок — этот список можно продолжать еще долго. Основой для сезона весна-лето 1993 стали старые театральные костюмы и нижние юбки для бальных танцев. Коллекция была поделена на две части — черную и белую. Их показывали на двух концах кладбища Монмартр. 

Весна-лето 1998. «Плоская» коллекция и показ без моделей  

На подиуме никаких моделей. Вместо них к публике выходят дизайнеры Maison Martin Margiela — в белых халатах и с вешалками в руках, словно это не фэшн-шоу, а аукцион. В этот раз Маржела хотел поработать с геометрией вещей и плоским кроем. Он брал, к примеру, старый пиджак, распарывал его и разбирал на части, добиваясь плоской конструкции, которая бы формировала обтекаемый силуэт. На показе снова появилась белая майка из магазинного пакета, как в одной из первых маржеловских коллекций. 

Осень-зима 2000. Мода XXL

В новое тысячелетие Маржела пришёл с оверсайзом и наслаиванием, предугадав, как мы будем одеваться через 15 лет. Коллекция получила название «La mode du XXL» — дизайнер действительно работал с манекенами 78-го размера, накладывая на них трикотаж и фетр. Так получились огромные свитеры, жакеты и пальто. Казалось, будто под вещами надеты еще несколько слоев одежды — на самом деле там могло быть, например, только одно тонкое платье. В коллекции также были джинсы, словно купленные в магазине мужской одежды больших размеров. Спереди они застегивались на крючок и садились точно по фигуре — в 2012 году коллекционный предмет повторили в коллекции Maison Martin Margiela & H&M.

Мой район