Как в Доме Бурганова античность встречается с сюрреализмом

Ищем античные мотивы в творчестве Александра Бурганова и заглядываем в прошлое здания галереи "Пегас".

В музее «Дом Бурганова» открылась выставка «Мраморный гость». Она знакомит со скульптурой «Похищение Прозерпины» итальянского мастера рубежа XVIII и XIX веков Паоло Трискорни, попавшей в коллекцию музея в 1990-е годы. Скульптура, иллюстрирующая античный миф о богине подземного царства, вступает в диалог с работами директора музея скульптора Александра Бурганова. О том, какой разговор ведут скульптуры разных времен, рассказывает Мария Бурганова, заместитель директора по науке, дочь мастера.

Миф, Бернини и последователи

Основой для создания скульптуры стал древнеримский миф, объясняющий смену времен года. Согласно ему бог подземного царства Плутон (в Древней Греции — Аид) похитил дочь своего брата Юпитера (Зевса) — Прозерпину (Персефону). Юная Прозерпина так понравилась Плутону, что он взял ее в жены, не спрашивая, согласна ли она. Мать Персефоны, богиня плодородия Церера (в мифологии Древней Греции — Деметра), узнав правду, так опечалилась, что земля замерла, цветы на лугах начали увядать, а деревья сбросили листья. После вмешательства Юпитера было решено, что половину года Прозерпина будет проводить с супругом, а другую половину — с матерью.

Этот сюжет вдохновлял многих мастеров. Эталонной скульптурой по его мотивам считается работа художника итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини, созданная в 1621–1622 годах и хранящаяся сегодня в Комнате императоров на вилле Боргезе в Риме.

Еще одну известную версию скульптурного воплощения мифа создал полвека спустя ученик Бернини Франсуа Жирардон, она находится в Версале. В 1811 году миф нашел воплощение в скульптуре русского мастера Василия Демута-Малиновского, ее можно увидеть в Санкт-Петербурге у Горного института.

Статуя, тронутая временем

«Похищение Прозерпины» из коллекции Дома Бурганова создал на рубеже XVIII и XIX веков итальянский скульптор Паоло Андреа Трискорни, представитель династии итальянских скульпторов, которые работали в России с конца XVIII века до 1870-х годов. Трискорни создавали мраморные статуи для парковых ансамблей. Семья открыла мастерские сначала в Петербурге, а затем в Москве.

В коллекцию Доме Бурганова «Похищение Прозерпины» Паоло Трискорни попало в 1990-е годы из усадьбы Нарышкиных в Филях, тогда же статую передали на государственное хранение. С тех пор она неизменно находится в открытом доступе. К сожалению, статуя попала в музей с многочисленными повреждениями: утрачены руки, ноги и голова Прозерпины, у Плутона сильно пострадало лицо.

Мария Бурганова говорит, что в 2023 году планируется провести реставрацию скульптуры Паоло Андреа Трискорни. Ее очистят от грязи и проведут консервацию. При этом никаких восполнений не будет.

В музее есть идея воссоздать точную копию скульптуры по старым фотографиям и поставить рядом с оригиналом. Так статуя получит новую жизнь, а посетители увидят, какой она была в прошлом.

Все скульпторы, берущиеся за сюжет о похищении Прозерпины, так или иначе ведут диалог с Бернини — стараются повторить эффект мягкости тела, которого он добился от мрамора. В экспозиции Дома Бурганова «Похищение Прозерпины» Трискорни тоже вступает в другой диалог — не с высказываниями других скульпторов на эту тему, а с работами Александра Бурганова.

Античный миф и сюрреализм

Выставка «Мраморный гость» проходит в Большом дворе музея, где размещены крупные работы скульптора Александра Бурганова. Организаторы расположили ее таким образом, чтобы дать возможность зрителю посмотреть на нее под разными углами. Так создаются новые композиционные связи в привычном пространстве: несколько скульптур перемещают — и возникают новые художественные образы и экспозиционные пространства.

«Трискорни мастерски показал в этой работе чувственность, она очень реалистична, — отмечает Мария Бурганова. — Посмотрите, как Плутон держит Прозерпину, его пальцы словно впиваются в ее тело. Мрамор будто оживает, становится мягким, теплым, как у Бернини».

Рядом с «Похищением...» разместили бронзовую скульптуру «Письмо» — сюрреалистический памятник эпистолярному роману поэтов Марины Цветаевой и Райнера Марии Рильке. Скульптура представляет собой женский торс, вместо головы у которого — конверт. Тело тоже обнажено, но в нем уже не найти той телесности, что есть в работе Трискорни. Скульптура геометрически проста. Дело в том, объясняет Мария Бурганова, что любовь в переписке Цветаевой и Рильке была платонической. С другой стороны от скульптуры Трискорни — драматичная статуя «Расстрел», руки, воздетые в немом протесте. Это повод подумать о протесте Прозерпины, не желавшей подчиниться Плутону.

«Но мы знаем финал этой истории: Плутон возвращает Прозерпину на землю, и радость ее матери пробуждает природу. Эту радость символизирует скульптура “Букет”, стоящая поблизости. Это Прозерпина, словно весна, возвращается», — улыбается Мария.

Античные мотивы пронизывают творчество Александра Бурганова. Среди скульптур, находящихся на разных уровнях в Большом дворе, много изображений героев мифов и мифических существ. Например, по оси большой аркады размещена скульптура крылатого коня Пегаса, рядом с входом в мастерскую — изображение сфинкса.

Миф об Икаре, осмелившемся подняться в небо на самодельных крыльях и наказанном за дерзость богами, скульптор интерпретировал на современный лад. Икара, запечатленного в трагический момент падения, можно увидеть, лишь обойдя скульптуру. С лицевой стороны «Икар» Бурганова — страшная муха. Таким образом, объясняет Мария Бурганова, мастер показал моральное падение человека, нарушившего общественные нормы.

Александр Бурганов, с одной стороны, скульптор-символист, с другой — сюрреалист. Он работает в разных направлениях: в графике часто обращается к библейским текстам и произведениям античных авторов, создает метафорические образы, любит портрет. И особенно — портрет современника с натуры. Иногда даже подходит к посетителю с предложением создать его изображение. Он лепит быстро, темпераментно и всегда с необычайным гипнотическим сходством.

Место счастья

Экспозиция Дома Бурганова под открытым небом расположена на трех площадках — в Большом дворе, Малом и Музейном садике. Основная экспозиция находится в галерее «Пегас». Здесь античная тема продолжается: в окнах фасада мы видим полет Пегаса, музу с крылом, профиль Аполлона и его колесницу. Но интересно это здание в первую очередь своей историей. 100 лет назад оно было общежитием для перемещенных лиц, или «домом счастья», как называет его Мария Бурганова.

«В 1920-х здесь временно селили съезжавшихся в Москву специалистов, необходимых для восстановления страны: инженеров, врачей, музейных работников... Среди жильцов был, кстати, известный лингвист Дитмар Розенталь, — рассказывает Мария Бурганова. — Нам под музей передали руины этого здания. Когда удалось его привести в порядок, сюда начали приходить очень пожилые люди — дети тех переселенцев. Мы называли их “наши соседи” и с удовольствием слушали их рассказы о прошлом дома».

Александр Бурганов решил, что каждое окно должно быть индивидуальным, как памятник конкретному человеку, который внес вклад в культурное развитие страны. Так в окнах появились скульптуры — дань памяти тем, кто здесь когда-то жил.

Мой район