До 2014 года наша большая страна два раза в год переводила стрелки часов на час вперёд и назад. Переведённое время называется летним/зимним, а нужно оно для того, чтобы не использовать дополнительное освещение во второй половине дня.
Первым систему летнего времени предложил новозеландский энтомолог Джордж Хадсон. В 1895 году он представил Веллингтонскому философскому обществу документ, в котором предлагал сдвинуть время на два часа вперед в октябре и на два часа назад в марте.
До начала XX века к идее не возвращались — считается, что она просто не сыскала поддержки до эпохи массовой электрофикации промышленности и быта. А вот после конца Первой мировой войны тема расцвела новыми красками: рациональное использование светового дня должно было сократить расходы электроэнергии в условиях её жёсткой нехватки.
В будущем было доказано, что сбережения не получилось: зимой потребность в отоплении возрастала в утренние часы, а летом в поздние часы возрастала потребность в кондиционировании воздуха.
Еще одним аргументом в пользу экономии света выступало то, что уровень преступности снижается, если в конце дня больше света. Доказано, что это правда, но есть одно «но»: изменения очень незначительны, а последствия для здоровья перевешивают снижение уровня преступности.
Почему перевод стрелок вредит людям?
Утренний свет ценен тем, что помогает установить естественные ритмы организма. Именно он нас пробуждает и позволяет быстрее взбодриться. Скорее всего, это связано с влиянием света на повышение уровня кортизола (гормона стресса) или с воздействием на миндалину — часть мозга, отвечающую за эмоции.
С другой стороны, воздействие света в вечернее время задерживает выделение мозгом мелатонина — этот гормон отвечает за сон. Если его мало, то человеку будет труднее как погрузиться в сон, так и его сохранить. При этом эффект может сохраняться даже после того, как большинство людей приспособится к потере часа сна при переходе на летнее время.
На выработку мелатонина также влияет половое созревание: у подростков происходит задержка естественной выработки, помогающей им заснуть. Из-за этого подростки особенно восприимчивы к проблемам со сном из-за более продолжительного вечернего освещения. Сдвиг мелатонина в период полового созревания продолжается до 20 лет.
Подростки также могут испытывать хроническую нехватку сна из-за расписания занятий в школе, спорта и общественной деятельности. Например, многие дети начинают ходить в школу около 8 утра: значит, во время перехода на летнее время многие подростки встают и идут в школу в кромешной темноте.
При этом во многих странах оно ещё переводится. Почему?
Во многом виноват старый враг всего человеческого: бюрократия. Приведём пример: Европарламент в феврале 2018 года принял резолюцию, призывающую Еврокомиссию прекратить практику перевода часов. Ссылаются европейцы на те же данные: плюсов мало, а вреда намного больше.
Инициатива не продвинулась, потребовался второй толчок. Его дала в 2019 году Финляндия: парламентарии предложили инициативу о разделении практики перевода стрелок часов в Евросоюзе. Европейский парламент проголосовал весной 2019 года за финское предложение, которое должно было вступить в силу в 2021 году.
Тем странам, которые предпочитают зимнее время, предлагалось перевести часы в последний раз в последнее воскресенье октября 2021 года, летнее — в последнее воскресенье марта 2021 года. Но пандемия коронавируса внесла свои изменения, и эксперимент снова был временно отложен.
В США ситуация ещё тяжелее. Вся страна должна менять время, но местные законы позволяют штатам и территориям отказаться от перехода на летнее время. Пример: Аризона, Гавайи, Пуэрто-Рико, Виргинские острова, Северные Марианские острова, Гуам и Американское Самоа давно перешли на постоянное стандартное время. В остальных же штатах ведутся ожесточённые споры.