Как провальная игра по фильму «Инопланетянин» чуть не убила индустрию видеоигр

Случай, который навсегда останется в истории игр

В 1983 году индустрия видеоигр пережила самый серьезный финансовый кризис — а все из-за игры по мотивам фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин». Ее до сих пор считают одной из худших видеоигр за всю историю, и она принесла разработчику Atari такие убытки, что картриджи с ней закопали в пустыне. 

Atari удалось получить права на разработку игры по мотивам фильма через два месяца после его премьеры. На дворе стоял август, а значит до сезона зимних праздников (когда люди активнее покупают игры и дарят их своим детям) оставалось несколько месяцев. Студии пришлось действовать быстро — в итоге разработчики наспех сделали игру за пять недель (для сравнения: игру про Индиану Джонса Atari разрабатывала пять месяцев).

Конечно же, из-за спешки разработчики уделили мало времени поиску багов. В итоге Atari выпустила четыре миллиона картриджей с игрой ровно к Рождеству — фанаты фильма очень ее ждали, поэтому студия решила сделать на всякий случай больше копий. Как оказалось, зря.

Сначала продажи были довольно неплохими, но когда люди сели играть, то поняли, что потратили деньги зря: из-за поспешной разработки сильно пострадал геймплей. Суть игры была довольно простой: вы играете за Инопланетянина и собираете детали, чтобы сконструировать телефон и вернуть своего героя домой. При этом игроку нужно было часто перепрыгивать ямы, но эта механика была сделана так плохо, что игрок постоянно туда падал. При этом если герой падал, его могли забрать агенты ФБР, и игрок терял все, что до этого собрал.

Разумеется, геймеры были в бешенстве от такой кривой игры — и толпы недовольных родителей, чьим детям не понравился подарок, наводнили магазины, требуя вернуть деньги. Изначально картридж с игрой стоил $50, но когда игроки увидели, какого она качества, его невозможно было продать и за доллар. 

Atari полностью убрала игру из продажи и потеряла около $100 миллионов. А люди настолько разочаровались в разработчиках игр, что общая прибыль в индустрии видеоигр упала почти на 97%. 

Кризис продолжался вплоть до 1986 года: тогда Nintendo выпустила новое поколение игровых консолей, и рынок начал возрождаться. А с ним начало возвращаться и доверие покупателей. Сейчас индустрия уже давно отошла от того случая, однако разработчики до сих пор вспоминают игру про Инопланетянина, как худшую игру в истории, от которой пострадали все.