Саруман, Гэндальф и Радагаст были не просто волшебниками. На самом деле они были представителями расы, известной как майар, которые помогли создать Арду за тысячи лет до начала «Властелина колец». Первоначально они служили под началом Валар в Валиноре, но некоторые из них были посланы в Средиземье, чтобы помочь остановить Саурона, который тоже был майар.
Этих эмиссаров называли истари, и классифицировали их по цвету, который они заявляли для своих форм волшебников. Как показано во «Властелине колец», эти цвета могли меняться, и все началось со старого волшебника Сарумана.
Сцена в фильме, где Саруман показывает, что он отвернулся от сил добра, была культовой, но одна из лучших частей осталась за кадром. В книге Гэндальф внезапно понимает, что во внешности Сарумана произошло нечто значительное, хотя сначала он этого не замечает.
Пока Гэндальф еще верил, что Саруман на его стороне, его одеяние выглядело белым. Но после провозглашения волшебником своей власти цвет нитей изменился. Это был важный символ, показывающий, что Саруман больше не был чист, как должно быть. Он стремился стать сильнее Саурона и даже пытался сделать для себя кольцо власти (которое Гэндальф также заметил на его руке).
Маг стал самопровозглашенным Многоцветным волшебником — и так началась его злодейская история.
Хотя в «Братстве кольца» Саруман показал себя как Многоцветный только в «Двух башнях», Гэндальф официально занял его место Белого волшебника. Однако с этого момента превращение было лишь вопросом времени.
Истари нужен был лидер, и Гэндальф стал очевидным, но неохотным выбором на место Сарумана. Вероятно, он и сам это понимал. Поэтому с того момента, как он увидел сияющие разноцветные нити на одеяниях своего предшественника, началось его путешествие от Гэндальфа Серого к Гэндальфу Белому.