На платформе Premier вышел «Перевал Дятлова» – сериал-расследование, который воссоздает цепочку событий, закончившихся гибелью девяти туристов из группы Игоря Дятлова. Об этой трагедии снято немало фильмов, а сценарий для нового сериала писался с использованием уголовного дела из архива 1959 года и новейших документов расследования, которое проводилось уже в наши дни.
Деление серий на четные и нечетные было придумано Валерием Федоровичем, Евгением Никишовым и Павлом Костомаровым. Было опасение, что это может «напугать» и запутать зрителя смешением стилей. Остановились на том, что нечетные серии (расследование) снимались на пленку (16 мм в цвете). Все остальное: воспоминания о войне и ч/б серии с реконструкцией похода группы Дятлова – цифровая съемка.
Изначально стоял выбор между павильоном и натурой. В итоге выбрали натуру, так как в павильоне было бы сложно передать реальность.
Где снимался сериал?
Пилот был снят под Мурманском в октябре-ноябре 2019 года, но когда съемочная группа получила «зеленый свет» на съемки целого сезона, появилась задача успеть все до Нового года.
Однако Мурманская область уже не подходила, поскольку там мало солнца и короткий световой день. Появилась задача найти регион с длинным световым днем и ту же локацию со рвом, чтобы все сошлось с пилотом по картинке.
В итоге киношники взяли бумажную карту и «развернулись» в другой часовой пояс (+4 часа), отправившись на Алтай. Нельзя забывать что данный регион – это еще и первое место, где выпадает снег. 10 октября группа улетела оттуда после экспедиции и было очень жарко. И в итоге в ночь с 16 на 17 октября выпал снег. А 8 октября из Москвы выехали фуры с аппаратом, реквизитом и прочим.
По словам Петра Шахлевича, исполнительного продюсера сериала, главная сложность при съемках была связана именно со снегом – киношники впервые увидели съёмочные локации в июле и тогда даже не представляли, как всё будет выглядеть в снегах.
В октябре на Алтай из Москвы отправился весь транспорт – огромные фуры с техникой, декорациями, реквизитом, костюмами. Ехало всё это из Москвы около 8 дней. Мотор у нас был поставлен на 18 октября, и, по прогнозам, должно было быть по пояс снега, но ещё 10 октября мы ходили в футболках – температура была где-то + 15-16 градусов. Я, конечно, очень переживал на этот счет. 18 октября по графику стоял мотор. Но в итоге мотор был 20-го, потому что только в 5 утра 17-го выпал снег., – уточнил продюсер.
Транспорт для съемок собирали по всему Алтаю. Военный транспорт переоборудовали под гримерки/костюмерки. Еще две машины гнали из Монголии (они не выдержали первыми). Очень много техники ломалось из-за погодных условий и сложности ландшафта.
По словам Шахлевича, спасали водители (настоящие сибирские мужики), которые даже при минус 25 чуть ли не голыми руками перебирали моторы.
Все дятловцы и Евгений Никишов летели позже и вынуждены были сесть в Новосибирске, откуда 8 часов нужно добираться до Алтая на автомобиле. Продюсер вспоминает, что основная сложность была в том, что регион вообще не производственный, со своей особой культурой.
150 километров от Горно-Алтайска, проблемы с едой и расселением, гостиниц нет, только домики на 11 человек, мало места ужасно. Привозили людей и из Барнаула, и из ГА. 160-170 человек расселили на малой базе, одна столовая с интернетом, который временами не работал, – добавляет продюсер.
На съемках была мистика?
Исполнительный продюсер сериала Петр Шахлевич рассказал, что съемочная группа сама подавала «мистические знаки» для жителей Алтайского края.
Когда ночью во время съёмок мы вывешивали гелиевый шар, все думали, что это НЛО. Есть даже видео в Интернете, как люди ночью останавливались на машинах, обнаружив НЛО в районе Семинского перевала. Очень многие тормозили и снимали этот шар, – поделился продюсер.
А еще съемочной группе пришлось получать разрешение на съемки у местного шамана – такие правила.
Как снимали финал сериала?
К моментам съемок финала наступил февраль, и было уже очень холодно. Ровно под съемки на два дня похолодало (-15..-18). Съемочной группе повезло, так как в то время почти нигде не было снега.
Как ни странно, но именно Олимпиада в Сочи помогла доснять «Перевал Дятлова»: на Олимпиаду закупили много снеговых пушек, а их хватило и на съемочную группу.
Было два варианта локации. Ночью пушки выработали больше снега. Завалило и ров, и палатку, поэтому экстренно возвращались на первую локацию. В итоге все получилось даже лучше. Ели накрыло шапками снега. Но долго мучались с настройками пушек. В итоге: на одной части склона была установлена палатка, на второй – елки и кедр. Палатка во время съемок везде была одна и та же, – рассказал Шахлевич.
Как создавались советские костюмы?
Для соответствия эпохе подбирались костюмы того времени – один раз создатели даже отказались от пиджака, так как пуговицы на нем не соответствовали советскому времени.
Чтобы не отморозить себе ноги на Алтае, актеры были в специальных гидроносках, которыми обычно пользуются водолазы. А местные рыболовы и охотники посоветовали съемочной группы специальные греющие пластинки на аккумуляторах и стельки с грелками.
Дарья Фомина, художник по костюмам сериала, рассказала, что изначально изучила все дела «дятловцев». Она скрупулезно отсматривала документальный материал, отмечая, то у них могло быть с собой, что они у кого-то взяли.
Я сравнивала по фотографиям: в начале похода у одного была шапка - в конце похода эта шапка уже на другом, потому что они поменялись. И вот ты читаешь про все материалы – какая была ткань – и всё изучаешь именно про эту эпоху, это огромная работа. В сценарии написано – чёрный свитер. Ну хорошо – а из чего он сделан? Как он был связан? Всё это надо изучить, – делится Фомина.
Художнику по костюмам буквально пришлось исследовать 1959 год. Фомина рассказывает, что, с одной стороны вся одежда – абсолютно простые костюмы: свитеры, лыжные штаны, штормовки. А с другой – подобрать это все и попасть в эпоху крайне сложно!
А еще была задача уберечь актёров. Мы придумывали какие-то потайные утепления, и вшивали их. Сами «дятловцы» были очень легко одеты. У них было по 20 мешков за плечами, они шли по 15 километров в день, и, понятное дело, что им было очень жарко, – уточняет Фомина.
Тем не менее у съемочной группы не было задачи одевать актёров так, как это было на самом деле, как было записано и как это выглядело на фотографиях. Но при этом художники по костюмам шли на хитрости – например, пришивали к одежде тонкую ткань, синтепон, чтобы людям было удобно играть.
Так и решилась главная техническая задача, чтобы люди выжили к концу проекта. Ведь когда актерам холодно, они не могут играть, а думают лишь о том, чтобы не умереть от мороза!
Сериал доступен на платформе «Premier».