5 хороших фильмов 2000 года, которые вы могли не видеть

Мелодрама с мячом, комедия от лауреата Пулитцера и другие недооцененные картины 21-летней давности

Каждый год в прокат выходят не только будущие короли бокс-офиса и лауреаты «Оскара», но и фильмы, по тем или иным причинам остающиеся незамеченными и недооцененными. Именно им посвящена ретроспективная рубрика ELLE, в фокусе которой на сей раз — 2000 год, когда самым кассовым фильмом стала вторая «Миссия: невыполнима», до самого главного «Оскара» дослужился «Гладиатор», а большего внимания заслуживали следующие пять картин.

«Джордж Вашингтон»

(George Washington)

Дэвид Гордон Грин известен стоунер-комедией «Ананасовый экспресс» и солидным вкладом в хоррор-франшизу «Хеллоуин», но прежде чем выбиться в мейнстрим, режиссер успел прослыть одним из наследников Терренса Малика (впоследствии ставшего одним из продюсеров его «Подводного течения»). Полнометражный дебют Грина — особенно красноречивый образец роднящей двух техасцев визуальной поэзии: неспешная, меланхоличная инди-драма о буднях захолустного американского городка. В центре повествования — история подростка по имени Джордж, поочередно становящегося невольным участником любовного треугольника, нечаянным виновником трагедии и самопровозглашенным супергероем.   

«Любовь и баскетбол»

(Love & Basketball)

Еще один режиссерский дебют — режиссера прошлогодней «Бессмертной гвардии» Джины Принс-Байтвуд, впервые заявившей о себе мелодрамой, которая задумывалась как «черный ответ «Когда Гарри встретил Салли» и была вдохновлена личным опытом ее создательницы. «Любовь и баскетбол» — фильм, уделяющий равное внимание обеим половинам своего названия: Моника (Сана Латан) и Куинси (Омар Эппс) знакомятся на баскетбольной площадке, будучи тинейджерами, и медленно, но верно осознают, что не могут жить не только без мяча, но и друг без друга. В ролях второго плана мелькают другие без пяти минут звезды вроде Габриэль Юнион и Реджины Холл, но главный козырь фильма — непринужденная экранная химия встречавшихся в реальной жизни Латан и Эппса.

«Жизнь за кадром»

(State and Main)

Автор награжденной Пулитцером пьесы «Гленгарри Глен Росс» и ее дополненной легендарным монологом Алека Болдуина адаптации, Дэвид Мэмет — не ахти какой режиссер, но как минимум «Жизнь за кадром» — кино основательно недооцененное. Это производственная комедия о съемках фильма под рабочим названием «Старая мельница», которые с первого дня идут наперекосяк: одна звезда фильма (опять Болдуин) имеет слабость к несовершеннолетним, другая (Сара Джессика Паркер) требует доплату за постельные сцены, титульная мельница, оказывается, давно сгорела, а сценарист потерял пишущую машинку. Великий Филип Сеймур Хоффман в роли этого самого сценариста — самая веская, но не единственная причина посмотреть «Жизнь за кадром».  

«Ярды»

(The Yards)

Второй фильм Джеймса Грея («Любовники», «К звездам») провалился в прокате, собрав меньше миллиона долларов при 24-миллионном бюджете, но большим режиссером Грей предстал уже тогда. Провал «Ярдов» — история одновременно невероятная (в фильме снимались полдюжины именитых актеров в диапазоне от Фэй Данауэй и Джеймса Каана до Шарлиз Терон и Марка Уолберга) и вполне очевидная: это хмурый криминальный триллер с не самым увлекательным сюжетом (коррупция в сфере общественного транспорта). Но уверенная режиссура и отличные роли — особенно отличился будущий любимец режиссера Хоакин Финикс — сделали «Ярды» трагедией шекспировского если не калибра, то накала.

«Отель «Миллион долларов»

(The Million Dollar Hotel)

Наконец, позвольте сказать пару слов в защиту бедовой драмы Вима Вендерса, которую разгромили критики, проигнорировали зрители и пнула собственная звезда Мел Гибсон, как-то назвавший фильм «скучным, как собачья задница» (Гибсон извинился, но осадок остался). Возможно, все это последствия изжоги, которую стал вызывать тогда у многих Боно — соавтор сценария и выдающегося саундтрека к фильму, идея которого фронтмена U2 посетила на лос-анджелесской крыше, где снималось видео на «Where the Streets Have No Name». Как бы то ни было, история о нескольких постояльцах титульного отеля (самые заметные роли тут у Джереми Дэвиса из «Остаться в живых» и Миллы Йовович) может ущипнуть за душу некоторых из тех, кто толерантнее Гибсона.   

Мой район