10 лет точности: как работает Единый информационно-расчётный центр города Москвы

Сегодня благодаря цифровизации и современным технологиям горожане могут быстро и удобно оплачивать коммунальные услуги, контролировать процесс начислений и решать все вопросы в режиме единого окна.

25 июля Единый информационно-расчетный центр города Москвы (ЕИРЦ) отметил десятилетие. Именно ЕИРЦ собирает и хранит информацию о том, сколько воды и тепла использовали москвичи, проверяет работоспособность счетчиков (общедомовых приборов учета), а также создает единые платежные документы (ЕПД) на предоставленные горожанам коммунальные услуги.

Столичный Единый информационно-расчетный центр стал локомотивом цифровизации в сфере ЖКХ. За 10 лет ему удалось разработать прозрачный механизм начисления платы за коммунальные услуги. Рассказываем, чем работа ЕИРЦ полезна для города и горожан.

Прозрачный механизм оплаты

Одним из главных этапов цифровизации стал запуск автоматизированной системы управления (АСУ) ЕИРЦ. С ее помощью для четырех миллионов пользователей ежемесячно формируется единый платежный документ (ЕПД).

Его можно назвать универсальным отчетом. Там отражена вся информация о том, как формировалась плата за полученные коммунальные услуги: наименование услуги, объем потребления, тариф, сумма льготы, сведения о перерасчете. Таким образом, каждый житель Москвы может контролировать свои расходы за ЖКУ и корректность начислений.

Большой плюс единых платежек еще и в том, что они экономят время москвичей. Раньше горожанам приходило несколько квитанций, а теперь все платежи собраны в одном документе.

 

Автоматизированная система также позволила перевести в цифровой формат всю ключевую информацию для расчетов коммунальных платежей: сведения об объектах жилого фонда и многоквартирных домах, действующих тарифах, собственниках жилья и жильцах, а также москвичах, имеющих право на льготы.

«АСУ ЕИРЦ — городская информационная система, которая интегрирована с большим количеством портальных решений Правительства Москвы. Конечно, это значительно облегчает жизнь москвичам», — рассказала Елена Смирнова.

В Департаменте информационных технологий города Москвы отметили, что благодаря интеграции с информационными системами Правительства Москвы москвичи могут получать услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства без посещения ведомств. Кроме того, жители столицы могут не беспокоиться о своевременном учете произошедших изменений в жилых помещениях — АСУ ЕИРЦ получает их через межведомственные запросы.

А благодаря тому, что у москвичей есть возможность передавать показания счетчиков через электронные сервисы Правительства Москвы, автоматизирован и процесс расчета жилищно-коммунальных услуг. Это, в свою очередь, помогает своевременно учитывать объем потребленных ресурсов без обращений в управляющие компании.

Страховка от переплат

Еще один высокотехнологичный помощник — автоматизированная система учета потребления ресурсов (АСУПР). Она работает в Москве уже семь лет, и к ней подключено более 30 тысяч жилых домов и объектов бюджетной сферы. Система позволяет дистанционно снимать показания счетчиков горячей воды и отопления и вести точный учет потребления ресурсов.

 

Однако главное преимущество АСУПР в том, что она страхует горожан от переплат в случае поломки счетчика, когда начисления проводят не по фактическому потреблению, а по нормативу. Система позволяет рассчитать платежи для жителя по объему фактического потребления, даже если счетчик вышел из строя на непродолжительное время. В подавляющем большинстве случаев потребление по нормативу обойдется дороже, а АСУПР помогает показать его реальный объем.

Система стала гарантом точных показаний, так как передает все данные в автоматическом режиме, исключая человеческий фактор. Также с ее помощью управляющая компания может проверить качество поставки теплоносителя, зайдя в личный кабинет.

«АСУПР — уникальная российская система, которая перевела в цифровое русло более 75 процентов взаимодействий между всеми участниками процесса. Более того, это же big data, бесценные данные для повышения энергоэффективности, которые накоплены за семь лет. Сейчас на этой базе мы создаем отчетную аналитическую систему, которая позволит влиять на энергосбережение. Условно, мы с вами посмотрели по трем примерно одинаковым домам, что на одну единицу площади тратится разное количество энергии. В чем проблема? Выясняется, что у одного из домов проблема с фасадом, и мы будем давать рекомендацию утеплить его. В результате — экономия для жителей этого дома», — делится Андрей Евглевский.

Единое окно и сохранение льгот

Сегодня для решения большинства вопросов, связанных с жилищно-коммунальными услугами, в том числе и начислением льгот, москвичи могут обратиться в центр госуслуг «Мои документы» своего района. Раньше для решения таких вопросов надо было ждать ответа сразу от нескольких инстанций.

«Чтобы получить документы жилищного учета, справки о наличии или отсутствии задолженности, больше не нужно ходить в управляющую компанию. Люди просто обращаются на портал Мэра или в центр госуслуг, где в режиме одного окна получают все необходимое. Например, если есть вопросы по начислению, можно обратиться в центр госуслуг за перерасчетом. Если изменились личные данные, поменялся собственник или нужно оформить регистрацию, человек за один поход в центр госуслуг решает сразу несколько вопросов», — отмечает Елена Смирнова.

Еще один важный момент: сегодня жителям не нужно заново собирать все документы, чтобы продлить получение субсидии на ЖКУ. Раньше для этого требовалась справка, подтверждающая отсутствие задолженности. Теперь сведения о платежах находятся в АСУ ЕИРЦ и их можно проверить в онлайн-режиме через систему межведомственного электронного взаимодействия. Жителям столицы достаточно всего лишь вовремя подавать заявление.

Мой район