Ещё одно здание в центре Москвы признано памятником архитектуры

Статус объекта культурного наследия регионального значения получил доходный дом XIX века. В наши дни здание считается украшением проспекта Мира. Теперь оно находится под охраной государства.

Доходный дом купца Камзолкина признан памятником архитектуры. Над зданием в разное время работали архитектор Василий Загорский и прославленный скульптор Сергей Коненков. Доходный дом был возведен в 1885 году и частично перестроен после пожара спустя восемь лет. Имел отношение к формированию облика дома и легендарный Лев Кекушев: именно он в качестве участкового архитектора утверждал ремонт и перестройку фасада здания в 1893 году.

Изящный доходный дом, которому официально присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения, является настоящим украшением проспекта Мира. Наибольшую ценность представляет декоративное оформление фасадов конца XIX века, в том числе панно, ионические пилястры, скульптуры: женские гермы (колонны с изображениями головы женщины), грифоны и кариатиды, а также львиные маскароны и другие лепные элементы. Статус объекта культурного наследия гарантирует государственную защиту здания и его исторического облика», — рассказал Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы. 

Владение, на территории которого возвели доходный дом, было куплено основателем купеческой династии Камзолкиных Василием Ивановичем в 1865 году. Спустя 20 лет его сын Иван обратился к знаменитому архитектору Василию Загорскому с просьбой разработать проект каменного трехэтажного дома с нежилым подвалом.

Прежде всего, сломали все старые деревянные и каменные строения, располагавшиеся по восточной, южной и северной границам участка. Кладку стен нового дома выполнили из кирпича. Каменные лестницы (как парадные, так и с черного хода) укрепили металлическими косоурами (каркасами). Была сделана металлическая кровля, украшенная декоративными башенками.

На первом этаже подсобные помещения соединялись с торговыми залами широкими полуциркульными арками, оформленными профилированными штукатурными тягами.

Торговый зал декорировали многопрофильным штукатурным карнизом с лепной розеткой в центре потолка для люстры. Для обогрева помещений первого этажа использовались печи, облицованные белыми изразцами. Не исключено, что прилавки магазинов устанавливали в широких арках, соединявших торговый зал с подсобными помещениями.

Отделка жилых комнат в квартирах, расположенных на двух верхних этажах, была обычной для своего времени. Там можно было увидеть многопрофильные или простые штукатурные карнизы, лепные розетки, двухстворчатые филенчатые двери и профилированные оконные рамы с латунной скобянкой. Полы набирались из дубового штучного паркета. Отапливались эти помещения с помощью больших угловых печей, тоже облицованных белыми изразцами. В ряде комнат были установлены камины.

Кухня и кладовые при ней имели выход на черную лестницу, но были изолированы от жилых комнат длинным коридором. Во всех нежилых помещениях полы были сделаны из тесаных досок и керамической плитки. Помимо коридорного принципа связи помещений, была устроена анфилада, объединявшая помещения вдоль уличного фасада. Все квартиры были подключены к водопроводу и канализации.

Декор здания специалисты относят к стилю эклектика и отмечают преобладание элементов, стилизованных под классицизм.

В 1888 году владение продали почетному гражданину Александру Журавлеву. В декабре 1892 года в одном из магазинов вспыхнул пожар. Владелец принял решение провести ремонт и сделать несколько исправлений. Примечательно, что работы были согласованы с участковым архитектором Львом Кекушевым, который подтвердил, что «ремонт просимый возможен».

Самым значительным становится изменение восточного уличного фасада. Разработал проект нового фасада А. Красильников. Известны три архитектора с такой фамилией, работавших в это время в Москве. Кто из них работал над перестройкой дома, не установлено. Довольно простая фасадная схема, предложенная в свое время Загорским, была усложнена. Особую роль начала играть лепнина.

Автором скульптур, маскаронов, кариатид и другого лепного декора считают Сергея Коненкова. Он оставил воспоминания: «Однажды получил заказ: вылепить кариатиды для фасада дома чаеторговца Перлова на Мещанской улице (Коненков ошибся в фамилии владельца дома. Перлову принадлежал соседний дом. — Прим. ред.). Работа принесла целую сотню рублей. Я отделил из них 35 и купил на них швейную машину “Зингер”, которую привез летом в деревню. Само собой разумеется, это произвело впечатление. Никто из домашних уж больше не сомневался, что из меня выйдет толк».

В конце 1917 — начале 1918 года здание национализировали: в нем устроили коммунальные квартиры. На первым этаже по-прежнему работали магазины. В начале 1920-х годов южная часть здания на уровне первого этажа была приспособлена под помещения ресторана, работавшего до 1927 года, когда помещения были переданы полиграфическому предприятию, впоследствии вошедшему в объединение «Вымпел».

В доме в разное время располагались объекты общепита, магазины, коммунальные квартиры. Менялась планировка внутренних помещений. Элементы лепного декора комнат и часть оформления фасадов были утрачены. В последний раз восстановительные работы там проводились в 1999 году.

Поделитесь с друзьями:

Мой район