Не секрет, что даже одомашненные кошки по своей натуре всё ещё хищники. А наша квартира — это их личный полигон, где всё должно быть под контролем. Даже мы: недавнее японское исследование показало, что кошки всегда за нами следят, даже если внешне они спокойно лежат на окне и греются. Рассказываем, как они это выяснили.
На каком-то уровне сознания кошка мысленно определяет наше пространственное положение, прислушиваясь к подсказкам из окружения: голосу и шагам, например. Подобные представления являются одной из форм так называемого социально-пространственного познания — это когда животные мысленно следят за предполагаемым местонахождением других членов группы, даже если они не присутствуют в поле зрения.
Чтобы изучить этот феномен, ученые из Японии провели достаточно забавный эксперимент. В ходе тестов с десятками кошек (как домашних, так и кошек из кошачьих кафе) исследователи из Киотского университета помещали отдельную кошку в знакомое животному помещение. В этой же комнате размещался беспроводной Bluetooth-динамик, а другой динамик был установлен за пределами комнаты.
Затем они провели несколько комбинаций звуковых и локационных тестов, чтобы проверить социально-пространственные способности кошек. Наиболее показательным тестом стало воспроизведение записи голоса хозяина кошки из двух разных динамиков с коротким интервалом:
Результаты показали, что кошки были удивлены, когда их хозяин, казалось, «телепортировался» в новое, неожиданное место, — пишут исследователи в своей работе, отмечая, что животные не реагировали таким же образом, когда через динамики воспроизводились знакомые кошачьи вокализации или электронные звуки.
По словам исследователей, из тестов неясно, были ли кошки удивлены присутствием хозяина в неожиданном месте или его явным отсутствием в ожидаемой точке:
Наш вывод о том, что кошки мысленно определяют местоположение хозяина по его голосу, соответствует, по крайней мере, видимому перемещению при постоянстве объекта. Дальнейшие исследования невидимого перемещения могли бы выиграть от использования слуховых стимулов, как и аналогичные исследования других видов, — заключают исследователи.