Истории вещей. Почему Кунцевское городище называли проклятым местом

О языческом капище, церкви, якобы ушедшей под землю, и Смутном времени.

На высоком мысе у изгиба Москвы-реки расположено Кунцевское городище — самое древнее поселение на территории современной Москвы. Раскопки показывают, что люди жили здесь еще в VI–V веках до нашей эры.

В историю Москвы этот мыс, зажатый между двумя оврагами, вписан мрачными красками: именно здесь разворачиваются основные события романа «Проклятое место» Михаила Воскресенского (1838). Позже, возможно впечатленный книгой, наделавшей в Москве много шума, сюда приезжал на пленэр Алексей Саврасов. Результатом стала картина «Осенний лес. Кунцево. (Проклятое место)» (1872).

Языческий след

Такую славу мыс получил потому, что считался языческим капищем. Считалось, что древние, дохристианские мистические силы остались здесь и продолжают насаждать свои порядки. Согласно одной легенде, на этом месте была выстроена церковь, которая ушла под землю за одну ночь, не оставив ни следа. Способствовали такой славе появлявшиеся в больших количествах в местных ручьях окаменелости белемниты, которые в народе назывались «чертовыми пальцами».

Церковь Покрова Богордицы действительно здесь стояла — с XIII по XVI век. Сначала деревянная, затем каменная. В XIX веке знаток московской истории Иван Забелин высказывал предположение, что ее построили на месте языческого жертвенника — так поступали со времен Крещения Руси.

Конечно, храм разрушили не языческие божества, а люди и время. В ходе проведенных в ХХ веке раскопок были найдены свидетельства того, что во времена Смуты, в начале XVII века, в этих местах стояли войска польского гетмана Станислава Жолкевского. Они и разграбили церковь.

Кресты-энколпионы

В ходе раскопок, проведенных археологами Музея истории и реконструкции Москвы (сейчас — Музей Москвы) под руководством Александра Векслера с 1960 по 1973 год, были обнаружены средневековые христианские захоронения.

Они не были богаты на находки — традиция провожать покойного в загробную жизнь с большим количеством предметов ушла вместе с язычеством. Однако найденные здесь кресты пополнили коллекцию музея, так как являются изумительными образцами произведений русского медного литья XIII–XIV веков. Часть из них можно увидеть на выставке «История Москвы для детей и взрослых».

Речь идет о крестах-энколпионах (в переводе с греческого — «на груди»). Это складни, состоящие из двух половинок, носившиеся поверх одежды. В энколпионах можно было хранить частички мощей или иных святынь. На лицевой створке помещалось рельефное изображение распятого Христа, а на оборотной — образ Богоматери, апостола или святого.