За кадром "Последнего богатыря": как создавались образы героев

1 января в прокат вышел фильм "Последний богатырь: Корень зла". Хотите своими глазами увидеть, как актеры перевоплощались в сказочных персонажей?

— Образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного в фильме только на первый взгляд кажутся простыми и понятными, — рассказывает художник пластического грима Петр Горшенин. — У нашего зрителя за много десятилетий сложился стереотип того, как выглядят герои, например, в сказках Александра Роу. Поэтому нам нужно было вдохнуть свежесть и сохранить самобытность персонажей. По сути сверхзадачей было, ни много ни мало, возродить потерянный киножанр сказки.

фото: Личный архив Петра Горшенина

Мы анализировали фольклор, разрабатывали эскизы, проводили пробы. Пластический грим занял особое место в украшении героев. И Елена Яковлева, выбранная на роль Бабы Яги, и Константин Лавроненко — Кощей, столь кардинальные изменения приняли с огромным энтузиазмом, ведь по сути им дается новое лицо, а органично вдохнуть жизнь в образ помогают актерский талант и профессионализм. Мы, художники по пластическому гриму, отвечаем за внешний образ, а актеры — за внутренний, и это очень сложная командная работа.

Основной материал, из которого делается грим, — силикон. Но надо понимать, что существует огромное количество модификаций этого материала. Мы работаем со специально разработанным для кино, он подходит и для медицины. Стараемся делать накладки такими эластичными, чтобы они не мешали мимике актера, ни одной микроэмоции. На площадке процесс грима занимал у нас 2,5–3 часа на каждого персонажа, а впоследствии благодаря слаженности команды мы за это время успевали подготовить сразу двух героев. Все комплекты деталей заготавливались заранее, они одноразовые. То есть после окончания смены утилизируются. Процесс «разгрима» был, конечно, гораздо быстрее, но проходил с большей осторожностью, чтобы не повредить кожу артистов. Использовали специальные средства: масла, кремы, также рекомендовали артистам особенно увлажнять кожу в перерывах между съемками.

фото: Кинокомпания Disney Studios

Многие думают, что мы прямо на съемках наносим пластический грим слоями — да еще так поднаторели в этом, что за 60 смен у нас каждый раз получаются одинаковые персонажи. Конечно, это не так. Все образы создаются в подготовительный период при помощи скульптурно-формовочных технологий. Части лица отливаются в формах и выглядят одинаково. И если нужны какие-то изменения в образе, то изготавливаются уже другие детали. То есть, например, для разных возрастов создаются совершенно разные комплекты.

Могут ли отвалиться на съемках нос или ухо? Считаю, что если такое происходит, речь идет о профнепригодности. Подготовительный период для этого и придуман, чтобы учесть все: как актер будет существовать не только в кадре, но и вне его. Например, как можно поесть, не разгримировываясь? Предлагаем разные варианты. Например, нарезать еду более мелкими кусочками. И грим в области рта, уголков глаз, ноздрей сразу делаем более эластичным, практически гелеподобным. Из опыта рекомендуем некоторые ограничения съемочной группе: актеру в пластическом гриме лучше работать не более 12 часов, и такой же перерыв должен быть между съемками, чтобы кожа отдохнула. Или если случается четыре рабочих дня подряд, то на пятый  — обязательно выходной.

фото: Кинокомпания Disney Studios

Пластический грим у сказочных персонажей наносится не только на лицо, но и на руки. Детали — узловатые пальцы, вздутые вены, морщинистая кожа — быстро приходят в негодность из-за подвижности, переодеваний, контактов с предметами. Поэтому для Бабы Яги и Кощея Бессмертного мы изготовили специальные тонюсенькие перчатки с имитацией поверхности кожи и соответствующими особенностями. Но и они тоже снашивались. К примеру, за время работы над первой частью «Последнего богатыря» мы изготовили порядка 10 пар перчаток для Бабы Яги и 7 для Кощея. Делали это уже в процессе съемок. Использовать их очень удобно — можно надеть непосредственно перед дублем и снять сразу после.

Читайте также:

Поделитесь с друзьями:

Мой район