Анастасия показала результат 27,38 — это лишь на сотую секунды уступает мировому рекорду;
Гонтарь только 20 лет, и для нее это первые в жизни соревнования такого масштаба;
девушка учится на третьем курсе медицинского института Сургутского государственного университета;
в 10 лет у Анастасии заметили искривление осанки, а в 12 лет поставили сколиоз второй степени. За три месяца болезнь стала прогрессировать и появился горб. Сколиоз резко перерос со второй степени в четвертую — критическую. Девушку смотрели десятки квалифицированных специалистов из Югры, Тюмени, Санкт-Петербурга, Пятигорска. Оперировали Настю в детской больнице Москвы. Официальный диагноз — идиопатический S-образный сколиоз IV степени. «Сейчас мой позвоночник держится на двух пластинах и восемнадцати шурупах», — говорила о себе Гонтарь (Siapress.ru);
мастер спорта международного класса, семикратная чемпионка России по паралимпийскому плаванию.
«Текли слезы, потому что я не рассчитывала на медаль»
— Приятно видеть на вас золотую медаль, Настя. И ваше трогательное видео взорвало соцсети. Что вы чувствовали, когда стояли на пьедестале?
— Описать это очень сложно. Я чувствовала и все, и ничего. Столько раз прокручивала в голове во снах, в детских мечтах, что я буду стоять на первом месте пьедестала, и в мою честь будут поднимать флаг.
Я понимала, что достигла, к этому пришла через тернии. Было очень сложно… И я плакала от того, что весь мой сложный путь прошел. И победа получилась в одно касание, она оказалась такой близкой. И текли слезы, потому что я вообще не рассчитывала на медаль. А у меня получилось взять золото. И я была в шоке.
— Это была лотерея?
— 50 на 50. Многое зависело от конкуренток. А я ведь была дебютанткой. И в предварительных заплывах другие спортсмены на меня даже не смотрели. Я их знала, постоянно за ними следила. А они обо мне не знали ничего. Я для них стала сюрпризом.
Но я — такой человек, что сама не знала, чего от себя ждать. Моим лучшим временем было 27,99 за всю карьеру. Я не знала, проплыву хуже или лучше. А когда в предварительном заплыве показала результат намного лучше своего личного рекорда (27,48), это уже была победа.
Я боялась, что не повторю это время в финале. А когда получилось даже его превзойти, едва не установив рекорд мира — это вообще было потрясающе!
— Вы чувствуете, что сейчас попали в сказку?
— Для меня это первые соревнования такого масштаба. И я особенно рада, что победа произошла в Японии — это моя любимая страна. Я ведь тут никогда не была. И очень удивлена японцам. Это они создают атмосферу в деревне. Они все дружелюбные, улыбаются и машут, когда ты сидишь в автобусе. Ты сразу чувствуешь себя каким-то великим человеком.
И все команды из разных стран дружелюбные. Ты реально попадаешь будто в другой мир. Все делают общее дело, и атмосфера праздника. И если ты сюда попал, то уже большой молодец.
— А почему Япония — любимая страна?
— Меня зацепило аниме. Я начала его смотреть года три назад. Настраивалась на Паралимпиаду. И многие мне говорили, что на экране я была похожа на мультяшку.
«Тренер сказал: «Я сделаю все, и она поплывет снова»
— Как вы попали в плавание?
— Когда мне было пять лет, родители меня привели в здоровое плавание. Потом у меня был сколиоз, произошла операция. И я перешла в параплавание.
Не знаю, каким чудом я тогда не бросила спорт. Это был очень сложный тернистый путь. В меня никто не верил. Мне даже мой тренер Сергей Граматикополо рассказывал, что по поводу меня проводили собрание в нашей местной спортшколе. На повестке стояло: оставлять меня или нет?
Я достойных результатов не показывала — была после операции, еще не начался период восстановления. Тренер меня тогда отстоял, сказав: «Я сделаю все, и она поплывет снова».
И он сделал это. Большое спасибо. Если бы не Сергей Николаевич, меня бы здесь не было.
— Вы тогда ведь не думали о Паралимпиаде?
— Да, я даже не знала, что есть такое соревнование. Вернулась просто восстанавливаться после операции, приводить мышцы в тонус. Меня в первые месяцы опускали в воду буквально на руках. А потом что-то начало получаться благодаря моему характеру. Я очень трудолюбивая и упорная. Еще меня поддерживали родители, родственники и тренер. Поэтому я продолжила заниматься, даже через боль.
— Что вы вкладываете в слово «боль»?
— Боль — это очень многогранно для меня. Но в спорте нужно боль терпеть. И показать достойный результат, несмотря ни на что. Вот сейчас у меня произошла травма плеча, я уже полтора месяца на компрессах и тейпах. Но через боль нужно работать. А уже потом заниматься отдыхом и лечением. Нужно бороться до последнего.
«Толерантность должна идти от семьи»
— Почему вы решили пойти в медицинский институт?
— Я с детства знала, что стану врачом, меня влекло к медицине. Хотела стать хирургом. Но из-за операции на позвоночнике быть им не смогу. Но даже не сомневалась, куда буду поступать. Я пятого класса выбрала направление «хим-био», шла на ЕГЭ по химии и биологии.
У меня с детства были две цели — стать олимпийской чемпионкой и врачом. Одну мечту я уже исполнила, осталась вторая.
— Хотели бы сделать врачебное изобретение, которое поможет человечеству?
— Я не думаю так глобально. Просто хочу стать хорошим специалистом, который будет реально помогать людям, лечить их. Планирую закончить институт и работать врачом в местной клинике.
— Представьте, что у вас есть волшебная палочка, и вы можете изменить что-то в нашей стране, чтобы инвалидам было легче жить. Что это будет?
— Я бы изменила отношение людей к людям с ограниченными возможностями. Многие чувствуют себя где-то ущемленными. В некоторых городах нет секций для адаптивного спорта. Я хочу, чтобы люди с ограниченными возможностями были без ограниченных возможностей. Чтобы они могли, как и здоровые ребята, ходить в спортивные секции и художественные кружки. Чтобы исполняли свои мечты, а не закрывались в себе, считая себя неполноценными.
— Толерантность в обществе не появится просто так. Об этом нужно говорить.
— Все правильно. Сейчас идет Паралимпиада — и я считаю, что о ней должны говорить и показывать ее абсолютно везде. Также, как и Олимпиаду. Чтобы мы тоже были везде в СМИ, а люди во всей России тоже смотрели бы и радовались за нас, как и за здоровых олимпийцев.
С несправедливостью и непониманием я тоже в своей жизни сталкивалась. Многие говорили: «Ты только мешаешься на дорожке». Помню, начинала плавать после операции, а меня за ноги оттягивали: «Что ты тут делаешь? Иди отсюда!»
Но так себя вели подростки со своим максимализмом. Взрослые люди понимают, но и детям нужно какие-то вещи объяснять, закладывать в них с раннего возраста. И эта толерантность должна идти от семьи.
— «Матч ТВ» как раз показывает Паралимпиаду.
— Да, спасибо! Я уже видела свой заплыв, который комментировал Дмитрий Губерниев. Эмоции зашкаливают! Поверить в это не могла. Даже плакала от этого. Потому что с самого детства наблюдаю за Олимпиадами, мечтала там оказаться. И когда слышала голос Губерниева, то понимала, что идет грандиозное соревнование, и все болеют за Россию. И вот Дима комментировал мой заплыв. Это просто ух!