Рейтинги мировых лидеров снижаются по мере того, как страны выходят из карантина. Об этом свидетельствуют данные нескольких опросов общественного мнения. Если ещё месяц назад руководители государств наслаждались всплеском популярности из-за жёстких мер по борьбе с пандемией, то сегодня этот эффект сходит на нет. Между тем впереди их ждёт ещё большая непопулярность на фоне экономического кризиса.
Масштабные кризисы всегда приводили к росту популярности политиков, находящихся у власти, при условии, что они достаточно жёстко отвечали на угрозу. Так, рейтинги американского лидера Джорджа Буша-младшего подскочили после терактов в США 11 сентября 2001 года. Но в случае с французским президентом Франсуа Олландом террористические нападения 2015 года не возымели такого же эффекта: реакцию главы республики на трагедию сочли слишком вялой.
Такая же тенденция наблюдается в мире во время пандемии: чём жёстче и своевременнее были ограничительные меры, тем больше выросли рейтинги лидеров. Но так как Европа и США начинают отменять режимы самоизоляции, пропадает и эффект сплочения.
Рейтинг непопулярного президента Франции Эммануэля Макрона поднялся до 55% в конце марта, когда Елисейский дворец анонсировал жёсткий карантин и передвижение по пропускам. Но к концу апреля, когда Париж задумался об отмене ограничений, действия главы республики одобряли только 39% опрошенных. Возможно, на эти показатели повлияло и то, что во Франции был зафиксирован высокий уровень заболеваемости и смертности, несмотря на шаги правительства, а от карантина французы быстро устали.
Хотя популярность премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона несколько выросла на фоне кризиса, британцы не смогли простить ему запоздалого ответа на вспышку коронавируса, а также попыток вывести страну из режима самоизоляции как можно скорее. Кроме того, за последний месяц Великобритания вышла на первое место в Европе по смертности от COVID-19. Только за одну неделю уровень одобрения деятельности Джонсона упал на 9%, достигнув 39% — самого низкого показателя за время кризиса.
В то же время жители стран, которые успешно справились с эпидемией на своей территории, продолжают верить в своих лидеров. В Германии 67% опрошенных одобрили борьбу руководства страны с коронавирусом. Правда, количество тех, кто не согласен с канцлером Ангелой Меркель и её кабинетом министров, за последние недели выросло на 5%. Возможно, на это повлияли страхи немцев по поводу второй волны эпидемии после выхода из карантина.
Рейтинги правительства Италии, ставшей на время эпицентром коронавируса в Европе, как ни удивительно, не пострадали от этого, а наоборот, подскочили с 50% в феврале до 70% в марте. С тех пор как худшее для страны осталось позади, популярность кабмина снизилась на 5%.
Самый высокие оценки борьбы с коронавирусом в Европе — у федерального канцлера Австрии Себастьяна Курца. Согласно сравнительному опросу, сограждане оценили его деятельность на 6,8 баллов из 10. У Меркель показатели чуть ниже — 6 из 10. Действия шведского правительства, которое отказалось от жёстких ограничительных мер, получили оценку в 5,2 баллов. В наибольшей степени своим президентом оказались недовольны французы — Макрон набрал только 4,1 балла.
Меньше всего эффектом сплочения удалось воспользоваться американскому президенту Дональду Трампу. В начале кризиса его рейтинг вырос до максимальных за время его президентства 46%, но быстро откатился к прежним 43%. Это произошло из-за его поспешных, а иногда и абсурдных высказываний на пресс-брифингах. Например, однажды глава Белого дома заявил, что инъекции дезинфицирующих средств помогают от коронавируса. Кроме того, меры самоизоляции в штатах вводили губернаторы, а не федеральное правительство, поэтому именно они получили повышение популярности. В настоящий момент рейтинги губернаторов всех 50 штатов выше, чем у Трампа.
Результаты опросов в европейских странах и США показывают, что показателем успешности лидеров во время пандемии граждане считают способность решительно реагировать на угрозы. В иных обстоятельствах чересчур жёсткие, непопулярные меры чреваты падением политических рейтингов, но сегодня верно как раз обратное. Следующим вызовом для лидеров станет борьба с экономическими последствиями коронавируса, и здесь как раз пригодятся популярные шаги вроде раздачи субсидий и льготных кредитов. Иначе падение популярности политиков на втором этапе пандемии будет таким же резким, как и взлёт вначале.