Снять Данию в Москве. Что осталось за кадром последнего фильма Эльдара Рязанова

Рассматриваем костюмы, реквизит, декорации и фотографии со съемок картины "Андерсен. Жизнь без любви" из коллекции киноклуба-музея "Эльдар" и знакомимся с художницами, создавшими его облик, — Людмилой Кусаковой, Натальей Ивановой и Ниной Колодкиной.

Фильм Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», основанный на биографии датского писателя Ганса Христиана Андерсена и одновременно на его мрачных сказках, вышел на российские экраны в конце 2006 года. Трехчасовая картина, ставшая последней работой Рязанова для большого экрана, получила премию «Ника» в номинациях «Лучшая работа художника» и «Лучшая работа художника по костюмам». О том, как московские улицы декорировали под скандинавский стандарт, шили костюмы эльфам и гримировали телефонную книгу, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Сделать из России Данию

Художник-постановщик руководит всей визуальной составляющей будущего фильма. Прочитав сценарий и обсудив концепцию с режиссером, он делает эскизы, чертежи декораций, выбирает места натурных съемок. Подготовка может длиться несколько месяцев — в это время режиссер, оператор и художник-постановщик определяют характер декораций, света, цветового решения фильма в целом и каждого отдельного эпизода. Вместе с декораторами, бутафорами, реквизиторами, художниками по костюмам и художниками по гриму художник-постановщик занимается подбором реквизита и его расстановкой в кадре. А во время съемок контролирует процесс и часто что-то меняет по ходу работы.

Художником-постановщиком фильма «Андерсен. Жизнь без любви» стала Людмила Кусакова, народный художник Российской Федерации, до этого работавшая над фильмами Карена Шахназарова («Цареубийца», «Город Зеро»), Михаила Козакова («Покровские ворота»), Сергея Юткевича («Ленин в Париже»). Есть в ее послужном списке работа и над сказочным фильмом — Людмила Михайловна создала облик «Обыкновенного чуда» Марка Захарова.

«Андерсен» оказался одним из самых сложных ее проектов. Проблемы начались еще на этапе выбора мест натурных съемок. Рязанов предполагал, что некоторые сцены будут сняты на родине сказочника. Прилетев в Данию, режиссер и художник-постановщик столкнулись с трудностями в получении разрешения на съемку.

Помимо этого, выяснилось еще одно обстоятельство: нам не было позволено что-либо изменять в экспозиции музеев, переносить вещи, снимать в одном интерьере что-то другое, что требовалось по нашему сюжету. Кроме того, в музеях, на улицах, в интерьерах была стерильная чистота. Это все было музейное, для иностранных туристов, а не жизненное. В начале XIX века хватало грязи, мусора, коровьих лепешек на мостовой и тому подобное. Кадры, снятые в подобной “декорации”, выглядели бы мертвечиной», — позже сокрушался Рязанов в своей книге «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги».

Людмила Михайловна предложила режиссеру снимать датскую натуру в России. Рязанов не хотел отказываться от своей идеи, но, взвесив все «за» и «против», согласился с художником. Съемки в итоге прошли в Москве, Подмосковье и окрестностях Санкт-Петербурга. Людмила Кусакова сумела добавить позапрошловекового скандинавского флера старым московским кварталам так искусно, что сама позже удивлялась, отсматривая снятый материал. Снимали и на натурной площадке «Мосфильма», причем Кусакова использовала в «Андерсене» когда-то созданную ей самой декорацию «Дореволюционная Москва» — несколько акцентов, и старая Москва превратилась в старый Копенгаген.

Одеть массовку

Для создания исторических образов художник по костюмам углубленно изучает нужную эпоху — читает профильную литературу, смотрит картины, фотографии, консультируется с историками моды. Вдохновившись, вместе с ассистентами подбирает референсы — рисунки и фотографии, подходящие к концепции, — и рисует эскизы, прорабатывая цвет костюмов, фактуру и тип тканей. Ткани должны соответствовать не только исторической эпохе, но и техническим требованиям цветокоррекции.

Костюмы иногда намеренно шьют не по фигуре актера — рукава могут быть длиннее или короче, чем нужно, пиджак — уже или шире. Художники используют этот прием, чтобы показать особенности характера героя, его социальный статус или жизненные обстоятельства, в которых он существует в картине. Например, один из самых напряженных моментов фильма «Андерсен. Жизнь без любви» основан на сказке «Тень». Сюртук на сыгравшем Тень Станиславе Рядинском (он же — юный Андерсен) в точности соответствует равнодушию и безжалостности персонажа. Острая, резко очерченная линия плеч — полная противоположность мягким, покрытым складками плечам сюртука доброго Ученого (его сыграл Сергей Мигицко, исполнивший также роль писателя в старости).

Этот и многие другие приемы придумала для фильма художник по костюмам Наталья Иванова — лауреат Государственной премии Российской Федерации, премии «Золотой орел» и дважды лауреат «Ники». Созданные ей костюмы мы видели в фильмах Рязанова «Жестокий романс», «Ключ от спальни», «Старые клячи», в «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова и других.

Работу проделали колоссальную. В киноленте о датском сказочнике были задействованы десятки героев, не считая массовки: представители всевозможных слоев общества — от нищих и торговцев до разночинных военных и королей. Только у главного героя, предстающего перед зрителем в детстве (Андерсена-ребенка сыграл Иван Харатьян), молодости и старости, было более тридцати костюмов. Кроме того, для фильма шили облачения сказочных персонажей — принцесс, эльфов, фрейлин и других.

Загримировать телефонную книгу

Художник по гриму работает в тандеме с художником-постановщиком, художником по костюмам и оператором. Прочитав сценарий, он делает первую проработку образов в эскизах, показывая режиссеру, как может выглядеть тот или иной персонаж. Далее проводят пробы грима на актере, чтобы режиссер мог посмотреть, как персонаж будет выглядеть в кадре.

Перед началом съемок на основе литературного сценария создают режиссерский: в первом — сюжет, сцены, диалоги и образы героев, во втором — пошаговый план съемок с деталями и изменениями. На специальных вкладных листах прописана каждая сцена, хронометраж и другая информация. Там же делают записи ассистент художника по гриму и оператор, описывая все детали образа: от тона кожи до расположения пряди волос. Эти заметки дают возможность вернуться к нужной сцене на любом этапе съемок и повторить грим, если это необходимо.

Над фильмом «Андерсен. Жизнь без любви» работала художник по гриму Нина Колодкина, с ней Эльдар Рязанов сотрудничал впервые. В ее задачу входила проработка образов огромного количества персонажей, а для актрисы Евгении Крюковой, которая сыграла певицу Йенни Линд, возлюбленную Андерсена, русскую княжну и взбалмошную принцессу из сказки «Свинопас», художник по гриму проделала сложнейшую работу по тройному перевоплощению.

Работа ей предстояла попросту адовая. Я вспомнил шутку: в сумасшедшем доме один сумасшедший говорит другому: “Почитай, я написал книгу, хочу знать твое мнение”. На следующий день больные снова встречаются. Прочитавший говорит “писателю”: “Книга потрясающая. Замечательный сюжет. Изумительные образы. Но есть один недостаток — слишком много действующих лиц”. Тут нянечка закричала: “Эй, психи! Отдайте телефонную книгу!” Так вот, Нине Ивановне предстояло “загримировать” телефонную книгу», — писал Эльдар Рязанов в воспоминаниях.