Большое Магелланово Облако (БМО) — карликовая галактика из числа ближайших соседей Млечного Пути. Кто-то считает ее спутником нашей Галактики, но сейчас научное сообщество склоняется больше к тому, что она просто летит мимо.
В этом своем движении БМО прошло на минимальном расстоянии от нас, и такое опасное сближение с гораздо более массивным соседом едва не закончилось плачевно. Таковы выводы ученых на основе наблюдений при помощи космического телескопа «Хаббл», подготовленные к публикации в Astrophysical Journal Letters.
Астрономы впервые смогли измерить размер газового гало БМО, и были удивлены, обнаружив, что оно настолько маленькое — около 50 тысяч световых лет в поперечнике. Это примерно в 10 раз меньше гало других подобных галактик — и стало результатом столкновения с Млечным Путем.
«Большое Магелланово Облако потеряло много газа, но его осталось достаточно, чтобы продолжать формировать новые звезды. Так что новые области звездообразования все еще могут быть созданы. Меньшая галактика не выжила бы: не осталось бы газа — только скопление стареющих красных звезд», — объясняет Эндрю Фокс из Института исследований космоса с помощью космического телескопа в Балтиморе, его цитирует NASA.
Большая часть гало БМО была сдута из-за явления, которое называют «приливным обдиранием». Плотная среда Млечного Пути выталкивает газ приближающейся галактики в тянущийся за ней след — как хвост кометы.
«Мне нравится представлять Млечный Путь как гигантский фен, который выдувает газ из БМО, когда оно приближается к нам», — признается Фокс.
В конечном итоге утраченное Большим Магеллановым Облаком вещество замедлится и вольется в нашу Галактику. В дальнейшем потери БМО будут уменьшаться, так как оно миновало максимальное сближение с опасным соседом и движется дальше в глубокий космос.
Для исследования использовался Cosmic Origins Spectrograph — прибор, с помощью которого определялось поглощение газом БМО ультрафиолетового излучения 28 ярких квазаров. Поскольку земная атмосфера почти не пропускает ультрафиолет, такие наблюдения возможны только из космоса, а «Хаббл» — единственный современный космический телескоп с ультрафиолетовым диапазоном.