Астероиды в поясе между Марсом и Юпитером фактически являются остатками от процесса образовании планет. Поэтому информация о том, как они появились, может рассказать и о формировании других тел — в том числе об условиях, которые необходимы для появления потенциально обитаемых миров.
Астероиды, находящиеся во внутренней части Солнечной системы, относят к каменным: они образовались из твердых материалов — силикатов. Считалось, что воды на таких объектах быть не может. Но сейчас ученые впервые обнаружили на двух астероидах достаточно большие молекулы, которые можно точно идентифицировать как H2O. Исследование опубликовано в журнале The Planetary Science Journal, о нем сообщает Юго-западный исследовательский институт (США).
Авторы статьи поясняют, что раньше удавалось найти на каменных астероидах, состоящих из силикатов, только молекулы с содержанием водорода размером 3 мкм. Потенциально они могли быть как водой (H2O), так и похожим на нее по строению гидроксилом (OH). Обнаруженные сейчас молекулы размером 6 мкм — а значит, точно вода.
«Мы основывали свое исследование на успешном опыте команды, обнаружившей молекулярную воду на освещенной солнцем поверхности Луны», — поясняет доктор Анисия Арредондо.
Арредондо и ее коллеги воспользовались данными, которые за время своей работы в 2010-2022 годах собрала стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии (SOFIA). Именно эти материалы позволили при спектральном анализе выявить аномалии, которые впоследствии были идентифицированы как молекулы воды на Луне — в сумме примерно 300 мл на 1 кубический метр почвы.
«Судя по силе полос спектральных особенностей, содержание воды на астероиде соответствует количеству воды на освещенной солнцем части Луны. Аналогичным образом, на астероидах вода также может быть связана с минералами, а также адсорбирована силикатами и захвачена или растворена в силикатном ударном стекле», — поясняет ученый.
Точно определить воду удалось на двух астероидах главного пояса. Их называют Ирида и Массалия. Данные о еще двух, Парфенопе и Мельпомене недостаточно точны, чтобы делать выводы.
«Прибор, очевидно, недостаточно чувствителен, чтобы обнаружить спектральные особенности воды, если они присутствуют. Однако, благодаря этим открытиям, команда может привлечь космический телескоп НАСА имени Джеймса Уэбба — это ведущий инфракрасный космический телескоп с высокоточной оптикой», — отмечают в институте.
Первые замеры с помощью этого телескопа уже проведены — получена первичная информация о двух объектах, планируется обследование еще как минимум 30.