Последнее время имя Натальи Кузьминой в контексте художественной гимнастики звучит едва ли не чаще, чем имя Ирины Винер-Усмановой и самих гимнасток. Это Кузьмина как российский судья не остановила «убийство» Авериных на Олимпиаде. Кузьмину Винер-Усманова сняла с выборов новой главы техкома. И вот Кузьмина теперь имеет теоретическую возможность вернуться обратно в техком в обход решения Винер-Усмановой. Так все-таки кто такая эта Наталья Кузьмина и настолько ли она всемогущая?
Как любой человек, работающий в художественной гимнастике, Кузьмина с ней тесно связана. Она сначала была спортсменкой без выдающихся результатов, а с 1974 года, когда ей был 21 год, перешла на тренерскую работу. Среди ее воспитанниц числятся Марина Лобач, Александра Тимошенко, Марина Белоглазова, Оксана Скалдина и Оксана Костина. Но к главным победам их всех приводили уже другие тренеры, а не Наталья Кузьмина.
В 2012-м Наталья Кузьмина, будучи рядовым членом техкомитета Международной федерации гимнастики, стала фигуранткой еще одного громкого скандала, связанного с судейством — на этот раз коррупционного.
Скандал произошел из-за интерконтинентальных курсов — это одновременно экзамены для судей и знакомство с изменениями в правилах для всех заинтересованных лиц. Оценки, которые 56 арбитров выставили за одну из программ, оказались максимально приближенными к «экзаменационному образцу». Руководство Международной федерации гимнастики посчитало это подозрительным. Дело получило название «Дела о слишком точных оценках», и в какой-то момент его передали в дисциплинарный комитет. Обвинение было таким серьезным, что спустя шесть месяцев после начала расследования весь состав комитета техкома был отстранен от работы.
Подозрения и обвинения с судей сняли достаточно быстро — меньше чем через год, — а члены комитета, ответственные за сдачу экзаменов, оставались отстраненными от возможности выполнять свои обязанности вплоть до апреля 2014 года.
Кузьмина как раз была в числе арбитров, обвиненных FIG в мошенничестве при сдаче экзаменов на право судейства и оправданных Спортивным арбитражным судом (CAS) в Лозанне. Кто бы тогда мог подумать, что в 2019 году она вернется в технический комитет уже в качестве его главы. А в 2021-м, будучи в судейской бригаде на Олимпийских играх в Токио, отклонит три протеста из четырех, поданных на оценки сестер Авериных, и повлияет на то, что золотая медаль индивидуального многоборья в результате махинаций с оценками достанется Линой Ашрам, а не Дине Авериной.
Роль Кузьминой в результатах токийской Олимпиады была ключевой. На правах президента технического комитета она занималась рассмотрением всех протестов и разрешала спорные моменты между верховным жюри и судьями в поле — так называемые блоки оценок. Примечательно, что протесты команды ОКР Кузьмина отклоняла, не разъясняя причин.
Кроме того, именно глава техкома утверждает список судей на Олимпийские игры и разрабатывает постановление по их отбору на соревнования. Это означает, что арбитры, к работе которых у российской стороны возникли серьезные вопросы, были вызваны в Токио по распоряжению Кузьминой.
По завершении Олимпиады техком FIG в ответ на обвинения в некомпетентном судействе выпустил заявление, где назвал итог Игр «справедливым и беспристрастным». В разработке этого заявления, по нашей информации, Кузьмина принимала участие лично. При этом на запрос ОКР о предоставлении судейских форм для анализа оценок на Олимпиаде FIG ответил отказом.
Ирина Винер-Усманова рассказывала, что в личной беседе Кузьмина не раз заявляла, что с Россией ее более ничего не связывает. Как уже было отмечено, с 1992 года она проживает в Японии и возвращаться на родину не планирует — более того, по словам Ирины Александровны, Кузьмина в будущем планировала перебраться в США, где живет ее дочь. При этом она все это время числилась сотрудницей Всероссийской федерации художественной гимнастики (ВФХГ), а по документам остается ею и на следующий олимпийский цикл. Осенью Винер-Усманова говорила, что Россия все еще ждет, что Кузьмина приедет для разъяснения новой программы судейства, но не уверена, что это в итоге произойдет.
В роли главы техкома Кузьмина имела возможность косвенно или прямо влиять на последние судейские тенденции. К примеру, на проходящем в эти дни чемпионате мира в японском Китакюсю Винер-Усманова рассказывала «Матч ТВ» о следующем инциденте:
Это началось с утра. Наталья Кузьмина позвала судей России, к ней подошла Кэролайн Хан, после этого она подошла к судьям и понизила оценку (Дине Авериной) на один балл, потому что судьи выставили на один балл больше. Я позвонила президенту (Моринари Ватанабэ), он сказал, что проследит, но, к сожалению, вечером повторилось то же самое. Судьи вечером поставили очень низкую оценку, которая не соответствовала ее исполнению. Очень смело, чисто исполнено, а ей поставили оценку на пять сотых меньше. Возможно, Алина (Горносько) — прекрасная гимнастка, но Дина получила на Олимпиаде 24, а здесь 23,9, хотя (Горносько) выполнила не лучше, а хуже — это все делает Кузьмина.
Этот чемпионат мира формально должен был стать последним для Кузьминой в ранге чиновника FIG. Еще до Олимпиады Россия выдвинула ее на новые выборы главы техкома, но после токийской истории ее кандидатура была в спешном порядке отозвана. Срок полномочий действующих должностных федераций истекает в декабре 2021 года — то есть Кузьминой оставалось пробыть на своем посту всего пару месяцев.
FIG опубликовал новый состав на выборы, и Кузьминой там нет, Россия сняла ее кандидатуру. Замены у нас нет, потому что мы в мае, езе до Игр, подавали кандидатуру Кузьминой, а она потом на Олимпиаде сотворила такую гадость. И сейчас мы сняли ее кандидатуру, потому что без нее лучше, чем с ней, потому что никто бы не посмел сделать то, что она сделала, – сказала Винер-Усманова в комментарии для «Р-спорт».
Однако в субботу стало известно, что кандидатуру Кузьминой все же восстановили. Причем Россия к этому не имела никакого отношения. Вице-президент FIG Василий Титов заявил, что за этим могут последовать судебные разбирательства:
Кузьмина подала жалобу в независимый этический фонд — Gymnastics ethics foundation называется. И этот фонд обратился в FIG с просьбой принять так называемые обеспечительные меры. Он принял жалобу, будет с ней разбираться и попросил вернуть ситуацию в доконфликтное состояние — то есть в момент, когда она еще была кандидатом. И FIG об этом сейчас проинформировал. На наш взгляд, это не соответствует уставу FIG и нарушает наше суверенное право федерации номинировать и отзывать кандидатов. И мы сейчас в этом всем активно разбираемся — в юридической стороне дела. Сказать, что это решение окончательное и она восстановлена, нельзя. Просто возникла коллизия — с одной стороны, ethics foundation имеет право требовать обеспечительные меры. Но эти меры, на наш взгляд, не должны нарушать устав FIG. Они могут быть любыми, кроме нарушающих устав. Мы будем сейчас разбираться и действовать юридически, если это (нарушение устава) так, — объяснил Василий Титов.
Технически Кузьминой на выборах быть не должно — сроки подачи заявок истекли 3 июня, и формально сейчас ее не поддерживает ни одна страна. Однако на деле все может обернуться совсем иначе.
«Матч ТВ» следит за развитием ситуации.