Центру социальной интеграции Дианы Гурцкая в следующем году исполняется пять лет. Его создал Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. Центр неслучайно носит имя народной артистки — она с детства была незрячей и лично участвовала в его создании.
В сентябре 2022 года организация переехала из небольшого помещения на Таганке в просторное четырехэтажное здание на Большой Почтовой улице. Центр принимает склонных к творчеству детей от пяти лет и взрослых в возрасте до 35 лет с нарушениями органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психики. В день здесь занимаются 270 человек, а всего у центра три тысячи подопечных.
О том, как научить невидящих улыбаться, для чего нужна сенсорная комната и почему осьминог стал символом центра, — в репортаже mos.ru.
Все начинается с мечты
На полу в коридорах Центра социальной интеграции — красные, оранжевые, желтые навигационные полоски. Яркие, оптимистичные, мотивирующие двигаться вперед. Незрячие не видят цвета, но могут различать их по длине волны. К тому же полоски разной степени шершавости и гладкости. Даже в обуви это можно ощутить.
По словам сотрудников центра, также ориентироваться в пространстве незрячим помогает приложение «Говорящий город»: если запустить его на смартфоне и произнести, к примеру, «студия вокала», в коридоре сработают звуковые маячки, направляющие к нужному кабинету.
Мы заходим в кабинет художественного руководителя учреждения центра Дианы Гурцкая. Белый рояль, белая стена с выпуклым волнистым узором — символом движения. Кажется, что здесь начинается новая строка жизни.
«Идея создать такой центр навеяна моей жизнью. Я сама тотально незрячая, и мне довелось многое пережить. Хочется, чтобы сегодня талантливые люди с особенностями проходили бы свой путь с легкостью», — говорит Диана Гурцкая.
Артистка нередко работает с учениками лично. Она считает, что главное в обучении незрячих, особенно детей, — тактильный контакт. Например, на уроке вокала можно брать руку ребенка и тихонько отстукивать его ладошкой ритм, тогда он поймет песню. А чтобы научить невидящего человека улыбаться, важно дотронуться до его лица, показать пальцами, как поднимать уголки губ.
«Девиз нашего центра — “Все начинается с мечты”. Я хочу, чтобы особенные дети, которые к нам приходят, чувствовали себя такими же, как все. Меня именно так воспитывали родители. Если я падала, они говорили: “Это не потому, что ты не видишь. Любой человек может упасть”. Я обращаюсь с подопечными как с настоящими артистами. Мне важно, чтобы они поверили в свой талант. Обязательно нужно хвалить и мотивировать детей. Поддерживать их, направлять. Например, если ребенок выбрал вокал, мы приглашаем к нему также педагогов по актерскому мастерству и логопедов, чтобы он научился уверенно держаться на сцене и правильно произносить слова», — рассказывает Диана Гурцкая.
Лев, монета и барабанчики
В Центре социальной интеграции разработано 15 программ обучения. Среди них — вокал, хореография, театральная мастерская.
«Занимаясь у нас, ребенок или взрослый с особенностями здоровья учится чувствовать себя, свои возможности. Помимо учебы, человек общается с единомышленниками. Кроме того, мы проводим отчетные выступления и выезжаем с концертами и спектаклями на разные конкурсы и фестивали. Все это позволяет подопечным адаптироваться к социуму», — объясняет директор центра Федор Мольков, пока мы идем с ним по коридорам.
Чтобы стать подопечным центра, нужно подать заявку в территориальном центре социального обслуживания Департамента труда и социальной защиты населения по месту жительства или обратиться в учреждение напрямую. Раз в три месяца набирают новые группы. Как отмечает Федор Мольков, каждый потенциальный ученик обязательно проходит внутреннюю комиссию центра, которая определяет, к каким видам творчества у него есть склонности.
«Сначала кандидат выполняет творческое задание, затем проходит психологическую диагностику. После этого мы либо направляем его на конкретную программу, либо, если выявить склонности не удалось, предлагаем пройти первый этап, на котором три месяца он будет знакомиться со всеми 15 направлениями. Далее переводим на второй этап — глубокое изучение одного из направлений в течение года», — говорит директор.
Выявить талант помогает, в частности, оснащение центра. Так, вдоль коридоров стоят копии античных произведений искусства: женская голова, монета с изображением нимфы, барельеф со львом. Их можно потрогать, прочитать текст, написанный шрифтом Брайля, или прослушать аудиокомментарий. Возможно, эти экспонаты навеют желание лепить или играть в древнегреческом театре.
Другой развивающий интерактив — сенсорная комната. В ней звучит медитативная мелодия, а если запустить программу на пульте, то, дотрагиваясь до стен, можно сложить из отдельных музыкальных фраз свою песню! Более простой вариант попробовать себя в роли композитора — бить по чувствительным барабанчикам, каждый из которых издает определенный звук или аккорд.
Круговой монолог
Команда Центра социальной интеграции состоит из 100 человек, большая часть которых — профессиональные педагоги с дипломом, который дает право работать с особенными людьми. Почти все они признаются: это их образ жизни, миссия, а не просто трудовые будни.
Мы заходим в театральную студию. Подопечная центра Наталья Горох водит пальцами по листам со шрифтом Брайля. «Я вижу, как мама идет на работу… Нет! Она несет меня на работу! Я вижу свою макушку. И болтающиеся ножки…» — с выражением, хорошо поставленным голосом читает она. Остальные участники сели в кружок и внимательно слушают. Все они разные. У одного дефект речи, другой не может самостоятельно ходить, третий с ментальным нарушением. Кто-то уже родитель, а кто-то школьник. Задача организаторов центра — объединить этих людей за общим творческим занятием, во время которого становится неважно, какой ты, главное — что и как ты делаешь.
Преподаватель Лариса Никитина объясняет, что сейчас ребята репетируют спектакль по рассказу «Боярышник»: каждый участник рассказывает определенную историю, будто из своей жизни, в формате кругового монолога.
«Самое сложное для меня как педагога — перевести всех на одну волну, независимо от того, с какими нарушениями мой ученик. Незрячим необходимо, помимо всего прочего, рассказывать, что находится в комнате, для чего этот предмет, как с ним взаимодействовать в пространстве», — делится собеседница mos.ru.
Ее ученики признаются: в студии они почувствовали себя настоящими, востребованными актерами. «Здесь и пластика, и сценическая речь, и актерское мастерство — профессиональная подготовка», — признается Наталья Горох. А слабовидящий Роман Пугачев говорит, что с детства мечтал стать актером. «Мама водила меня в театр, и я проникся. Когда пришел сюда, мне казалось, я ничего не понимаю. Столько предметов — как в театральном вузе. Но сейчас я будто жаждущий человек, который пьет и никак не может напиться. Жду каждого нового занятия», — отмечает он.
Стать как Нюша
Тем временем в вокальной студии идет подготовка к фестивалю «Инклюзивная Москва». Скоро ребята начнут репетировать мюзикл-сказку «Супергерои».
«Я сама действующая эстрадная артистка, выступаю на разных площадках с собственным творческим проектом. Хочу передать свои знания другим. Ко мне ходят дети и взрослые с разными нарушениями. Особенность работы с незрячими — постоянный физический контакт, нужно часто дотрагиваться до их лица, чтобы показать, как открывать рот во время пения», — объясняет преподаватель Дарья Заверяева.
Она выводит под руку робкую девочку-подростка с тростью. Вика Соколова тотально слепая. С раннего детства поет. «Пытаюсь разучивать песни Нюши, но пока не очень получается. Зато теперь я точно знаю: после школы пение станет моей профессией!» — признается Вика.
Мечта Вики может стать реальностью. Недавно Центр социальной интеграции запустил проект «Шаг вперед»: на встречу с учениками приходят представители вузов и колледжей, проводят дни открытых дверей.
«Многие наши подопечные поступают в вузы! Ведь во время групповых занятий в центре они получают не только подготовку по той или иной специальности, но и важные навыки взаимодействия с людьми. Они перестают бояться самостоятельно ездить в метро, выходить на улицу, обращаться к незнакомым», — резюмирует начальник отдела социальной реабилитации Мария Бильдина.
На пути к выходу проходим через швейную мастерскую и видим нагромождение тряпичных осьминогов всех цветов радуги. Подопечные участвуют в их изготовлении, а незрячие помогают набивать ватой. Оказывается, эти морские животные — символ центра. Выносливые и умеющие побеждать.
Трудоустройство и навигация
Сегодня в Москве живет около 10 тысяч незрячих и слабовидящих людей. Для них столичный Департамент труда и социальной защиты населения разработал программы поддержки и реабилитации.
Так, в школе-интернате № 1 для обучения и реабилитации слепых открыто отделение для детей от трех лет, где их учат самообслуживанию и готовят к поступлению в первый класс. Затем ребята обучаются по общеобразовательной программе по учебникам, написанным шрифтом Брайля. Сейчас здесь 320 учеников. Также в этом интернате действует Всероссийский центр для одаренных незрячих детей.
В учебном центре «Профессионал» открыт Московский региональный центр развития движения «Абилимпикс», который проводит региональный этап чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью и помогает им трудоустроиться.