Роскомнадзор и Минцифры рассказали о порядке регистрации каналов и страниц в медиаресурсах и соцсетях. Владельцы каналов с аудиторией в 10 тысяч человек и выше обязаны будут сообщить данные о себе.
Поначалу идея вывести из сумрака всех владельцев каналов в Telegram и на других ресурсах встретила серьезную критику. Предлагалось деанонимизировать владельцев каналов с аудиторией больше тысячи человек, да еще заставить подавать IP-адреса, с которых авторы работают. Блогеры и авторы высказали свои опасения — во-первых, о риске, что все эти данные будут слиты и попадут в руки недоброжелателей России. Во-вторых, об ощущении, что РКН хочет знать владельцев всех мало-мальски популярных каналов в лицо, чтобы иметь побольше рычагов давления и цензуры.
В итоге проект смягчили. Планка в тысячу подписчиков увеличена до 10 тысяч, про IP-адреса больше ни слова. Направлять надо будет минимальный объем базовых сведений о себе и своем канале — фамилию, имя, отчество, телефон и электронную почту. Подать данные можно будет через «Госуслуги», сайт Роскомнадзора или с помощью чат-бота.
Все данные будут зашифрованы. Главными целями всей задумки называют снижение риска мошенничества — граждане будут знать, что высылают пожертвования блогеру, который верифицирован и проверен, рекламодателям тоже станет проще работать — они не попадут на каналы-двойники.
Тезис о рекламе пока выглядит сомнительно, считает урбанист, блогер, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман:
— Тут, мне кажется, еще сильно зависит от того, какие у человека есть площадки, не только Telegram, так у меня есть еще «Вконтакте» и другие соцсети. Но я могу сказать, что площадка «Вконтакте» рекламодателям особо не нужна. То есть там практически никто не закупает, и есть вероятность, что я просто не буду этим заниматься, потому что не вижу в этом смысла. Понятно, что это движение не в какую-то нужную сторону для людей, для блогеров, для бизнеса, а это исключительно элемент государственного регулирования, то есть такая вот кувалда.
— Ну почему? Власти заявляют о том, что просто надо зарегистрироваться, прозрачность рынка рекламы.
— Прозрачность рынка рекламы обеспечивается рекламными токенами. Это все уже есть. Я как блогер вижу, что это не работает ни на тех, кто создает контент, ни на тех, кто его потребляет, ни на бизнес, который закупает и размещает там рекламу. То есть, на мой взгляд, это, скорее, аналог закона об иноагентах. Пока до конца, там, конечно, не все понятно, но желания регистрироваться и во всем этом участвовать лично у меня нет.
В РКН и Минцифры заверяют, что персональные данные владельцев и авторов каналов в реестре храниться не будут. Доступа к реестру у обычных пользователей также не будет — нельзя будет посмотреть, кто именно ведет конкретный канал в условном Telegram.
Понять, что канал надежный, можно будет по специальной отметке о верификации, и ссылке на реестр, который будет прикладывать прошедший проверку блогер. Ближайшая аналогия — синяя галочка «Вконтакте». Новые правила не смутили редактора телеграм-канала «Поток» Тимофея Дияковского:
«Это никак не повлияет на нашу работу, поскольку, вы могли обратить внимание на то, что все наши журналисты и так работают в кадре. И даже ребята, кто занимается какими-то расследованиями и крупными темами, тоже не стесняются показывать свое лицо, не боятся этого делать. Поэтому мы в целом максимально открыты к своей аудитории, это никак не затронет нашу какую-то анонимность, потому что мы и так максимально не анонимны. Если сейчас для того, чтобы понять, кто ведет этот канал, нужно кликнуть на видео и посмотреть: ага, есть какой-то такой ведущий, зовут его так-то так, то он занимает такую-то должность, но теперь это будет какой-то реестр. И, по сути, это будет тоже самое. Просто, наверное, для этого меньше кликов придется сделать, чтобы понять, кто ведет этот канал».
Наличие регистрации в реестре будет критически важным, объясняют в Минцифре и РКН. Если отметка о пройденной проверке стоит, канал сможет принимать пожертвования, размещать рекламу, его сообщения можно будет репостить другим каналам. Соответственно, те блогеры и авторы каналов, которые данные не подадут, всех этих прав лишатся.
Неясно, будет ли какая-то административная ответственность для тех, кто по сути, выпадет из легального поля? Об этом в проекте пока не говорится. Что будет, если набежали боты, и канал превысилу 10 тысяч подписчиков? Неизвестно, что будет тем каналам, кто прошел регистрацию, но репостнул сообщение канала анонимного и нелегального. От риска слива данных тоже не уберечься, уверен председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:
«Это задача, которая не решается. Нет решения этой задачи со стопроцентной гарантией. Деанонимизация происходит по тысяче причин, поэтому, наверное, некоторые опасения по поводу сохранности данных блогеров могут быть, но думаю, что из общего потока подпадающих под эту историю каналов, может быть, несколько процентов как раз попадают в зону риска. Кстати, для рекламодателей это важная история. Понимаете? Не куда ты, кому платишь по морально-этическим соображениям, а ты же все равно платишь по каким-то реквизитам, и в любом случае каналы, которые работают легально, они так или иначе деанонимизируются в приеме платежей. Здесь, мне кажется, к этой истории надо сейчас относиться как к этапной. То есть, если раньше Роскомнадзор пытался с первой скорости сразу переключиться на пятую, то здесь мы потихонечку куда-то двигаемся, не очень пока, правда, понятно, куда мы в итоге приедем. Там есть же масса вопросов. Какая социальная сеть поставит пометочку? Поставит ли Telegram пометочку? Будет ли ставить Facebook (принадлежит Meta, запрещенной в РФ экстремистской организации)? Что будет с социальными сетями, которые не реагируют на Роскомнадзор, и каким образом ко всему этому будет относиться тогда право размещения рекламы? То есть, вопросов пока больше, чем ответов».
Сейчас проект Минцифры и РКН опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов. Правила еще могут поменяться — общественное обсуждение продлится до 31 октября.
Читайте также: