Если смотреть только на результаты «Баварии» в таблицах Лиги чемпионов и Бундеслиги, то может показаться, что с клубом все в порядке. Ну, проиграли «Аугсбургу», с кем не бывает. Главное, что лидируют везде.
Но за пределами футбольного поля мюнхенский клуб разрывают скандалы. Сначала общественность возмутило количество невакцинированных футболистов «Баварии». В Германии наблюдается рост числа заболевших коронавирусом, и когда игроки главной команды страны один за другим стали попадать в карантин, выяснилось, что с вакцинацией в клубе все совсем плохо.
На прошлой неделе ежегодная встреча представителей клуба и болельщиков закончилась скандированием лозунга «Мы — «Бавария», а вы — нет».
Как и все остальные клубы Бундеслиги, «Бавария» существует по принципу «50+1» — половина всех акций клуба плюс еще одна принадлежат болельщикам. Крупные корпорации вроде Adidas, Audi и Allianz имеют свою долю, но для каждой она не превышает 9%. Иными словами, именно болельщики считаются мажоритарным владельцем мюнхенского клуба.
В преддверии ежегодной встречи один из болельщиков юрист Микаэль Отт попросил включить в повестку дня вопрос о прекращении сотрудничества с компанией Qatar Airways. По текущему контракту, подписанному в 2017 году и действующему до 2023-го, «Бавария» ежегодно получает от Катара 20 миллионов евро.
Болельщиков «Баварии» категорически не устраивает союз с властями страны, в которой систематически нарушаются права человека. Раньше фанаты высказывались только посредством баннеров на трибунах «Альянц Арены». «Уродливую сторону «Баварии» показывают те, кто принимает кровавые деньги от Катара и их прихвостней», — говорилось на одном из таких баннеров.
Отт решил перевести дело в официальное русло. Однако «Бавария» на его запрос никак не отреагировала, и поэтому юрист во время собрания вышел к микрофону и озвучил свое требование вслух под одобрительные возгласы со стороны всех собравшихся, исключая правление клуба.
Предыдущие управленцы «Баварии» — Ули Хенесс и Карл-Хайнц Румменигге — умели находить общий язык с болельщиками, за свою карьеру они наработали большой авторитет и не боялись говорить откровенно даже о непопулярных мерах. Но в 2019 году вместо Хенесса президентом был избран экс-глава Adidas Херберт Хайнер, а летом нынешнего года место генерального директора «Баварии» вместо Румменигге занял Оливер Кан.
Оба откровенно плохо справляются со своими задачами. Кан и в прессе, и во время собрания упорно избегает любых упоминаний Катара, как будто проблемы просто не существует. Хайнер общается с болельщикам так, как будто они покупатели в одном из его магазинов, а не фактические владельцы клуба, нанявшие его как своего представителя.
Необязательно делать все, что требуют болельщики. Но нужно их хотя бы выслушать. Единство всегда было отличительной чертой «Баварии», но теперь это единство раздавлено», — заявил в интервью изданию Bild легенда клуба Лотар Маттеус.
Дошло до того, что говорить на тему Катара пришлось главному тренеру команды Юлиану Нагельсманну. Вместо обсуждения футбольной тактики он тратил время на то, чтобы объяснить, насколько непростой является тема катарских денег и насколько сложно в современном мире конкурировать без финансовых вливаний со стороны. В эпоху Хенесса/Румменигге тренеру не пришлось бы даже думать на любые сторонние темы, потому что он был бы защищен от прессы и фанатов.
В итоге президент Хайнер не включил голосование по катарскому вопросу в повестку дня, а затем и вовсе объявил собрание закрытым, хотя у микрофона стояла целая очередь желающих высказаться болельщиков. Это действие было встречено свистом аудитории и призывами к отставке президента.
Один из не получивших слово болельщиков просто донес свои мысли до оставшихся в зале без всякого микрофона. Правление «Баварии» к этому моменту покинуло помещение, и все это больше походило на несанкционированный митинг.
Мы еще не наблюдали в «Баварии» столь отчетливого конфликта между разными культурами и разными поколениями», — подытожило издание SZ.
Люди, де-факто управляющие «Баварией» — возрастные бизнесмены, чиновники и менеджеры, — ставят во главу угла деньги, возможность оставаться конкурентоспособными в спортивном и финансовом плане. Люди, де-юре управляющие «Баварией» — молодые болельщики, — хотят, чтобы их любимый клуб отстаивал определенные моральные ценности. Сейчас два этих подхода вступили в прямое противоречие.
Отразится ли это на команде? До сих пор казалось, что «Бавария» практически неуязвима. Но каково будет играть в команде, за которую отказываться болеть свои же фанаты? Следующий матч у мюнхенцев в Дортмунде против «Боруссии», одного из самых народных клубов Германии.
Контраст будет оглушительный.