Глобальная пыльная буря, охватившая Марс в 2018 году, повлекла за собой серьезные изменения климата. Ученые до сих пор исследуют это явление и его последствия для Красной планеты, сообщает Royal Astronomical Society.
Новые данные показали, что буря разрушила вихрь холодного воздуха вокруг Южного полюса и принесла в полушарие раннюю весну. В Северном полушарии при этом не произошло никаких изменений.
В июне 2018 года локальные пыльные бури объединились и образовали непроницаемое облако, покрывшее почти всю планету. Это событие совпало с равноденствием на Марсе. Стихия бушевала до середины сентября и навсегда вывела из строя марсоход Opportunity, который работал на солнечных батареях.
Предыдущий пылевой шторм планетарного масштаба случился в 2007 году. С тех пор к Марсу отправили несколько исследовательских миссий. Ученые смогли проанализировать данные аппарата ExoMars Trace Gas (совместный проект Роскосмоса и Европейского космического агентства) и приборов NASA.
«Это была прекрасная возможность исследовать, как глобальные пыльные бури влияют на атмосферу на марсианских полюсах, которые зимой окружены мощными струями ветра», – отметили ученые.
Оказалось, что буря имела совершенно разные последствия в двух полушариях. На Южном полюсе вихревые потоки фактически исчезли, температура повысилась, а скорость ветра резко упала. В результате зима закончилась значительно раньше срока.
Северный полярный вихрь, напротив, оставался стабильным, и наступление осени шло по своей обычной схеме. Буря повлияла лишь на форму вихря, сделав его более симметричным. Ученые заключили, что избыток пыли в воздухе подавил атмосферные волны, вызванные экстремальным рельефом Северного полушария: местные вулканы в два раза выше Эвереста, а кратеры глубиной с земные горы.
Новые данные важны для понимания климата на Марсе. Ранее стало известно, что ученые впервые нанесли на карту недра Марса. Такой проект стал возможен благодаря анализу сейсмических волн.