«Хатико: Самый верный друг» / Hachi: A Dog's Tale (2008)
За 30 лет работы в жанре сентиментальной мелодрамы шведский режиссер Лассе Халльстрем весьма поднаторел в искусстве выжимания слез из зрителя. Но если просмотр ранних лент будоражил лишь романтически настроенные души, то в 2008-м Халльстрем изобрел оружие массового поражения — бессовестно-пронзительную историю, которая является развернутой иллюстрацией к выражению «собачья преданность»: фильм рассказывает о псе, который в течение девяти лет самозабвенно ждал своего умершего хозяина. Годовая норма «осадков» за вечер гарантирована.
«Дневник памяти» / The Notebook (2004)
Среди писателей аналогичным даром обладает американец Николас Спаркс, чьи романы давно пора издавать в водонепроницаемых обложках. Почти все они экранизированы, но особой популярностью среди впечатлительных натур пользуется «Дневник памяти» — щемящий мелодраматический эпос о безграничной любви, которая преодолевает все преграды на своем пути. Сюжет фильма умещается в одной фразе: «Они любили друг друга и умерли в один день», но восхитительный дуэт Райана Гослинга и Рэйчел Макадамс сбрасывает с этих строк оковы банальности, сливаясь в одном из самых страстных объятий в истории кино.
Джеймс Кэмерон никогда не отрицал, что главная технокатастрофа XX века, которая легла в основу фильма «Титаник», была в первую очередь отличным материалом для демонстрации возможностей нового Голливуда. Но эта лента никогда бы не обрела такую бешеную популярность, если бы не человеческое измерение и крепко вплетенная в сюжет история любви — такая же грандиозная, как и декорации, на фоне которых она разворачивается. Эмоциональным апогеем, естественно, служит сцена с уходящим под воду Лео, способная растрогать даже самого закоренелого циника.
Еще одна трагическая мелодрама, основным оружием которой является активная стимуляция слезных желез. Комок подступает к горлу и глаза предательски краснеют уже на моменте, где герой Патрика Суэйзи погибает от пули неизвестного убийцы. Но когда в комнате Деми Мур самопроизвольно включается проигрыватель и за кадром начинает звучать проникновенная баллада The Righteous Brothers «Unchained Melody», сдержать своего внутреннего плаксу-Пьеро становится непосильной задачей.
«Мост в Терабитию» / Bridge to Terabithia (2006)
Печальная история дружбы двух маленьких детей, нафантазировавших волшебный мир, в котором можно прятаться от одиночества и повседневных проблем. Большую часть экранного времени фильм маскируется под оптимистичную семейную сказку, но к финалу делает лихой разворот в сторону беспросветного бэд-энда. Особо впечатлительным лучше последовать примеру героини сериала «Друзья» Фиби, которая в детстве благодаря матери никогда не досматривала «плаксивые» фильмы до конца, тем самым сохраняя надежду на счастливый исход.
А этот фильм для многих был самым большим потрясением безоблачного детства. «Хатико» по-русски, в котором история о невероятной собачьей преданности играла яростным боем по струнам души еще тогда, когда это не было мейнстримом. Лить крокодиловы слезы во время просмотра лирической ленты Станислава Ростоцкого можно в режиме нон-стоп, а на эпизоде, когда бедной собаке зажимает лапу железнодорожной стрелкой, лучше сделать паузу и принять валокордин.
«Куда приводят мечты» / What Dreams May Come (1998)
Невыносимо плаксивая притча новозеландского режиссера Винсента Уорда, в которой история о всепобеждающей любви двух супругов достигает поистине дантовых масштабов. Мелодраматическая коллизия, заставляющая зрителя тянуться за носовым платком, разыграна как по нотам: они любили друг друга, но их разлучила смерть-злодейка. Так начинается двухчасовое плавание Робина Уильямса и Анабеллы Ширра, маршруты которых неизбежно пролегают через море зрительских слез.
«Зеленая миля» / The Green Mile (1999)
Стивен Кинг — мастер создавать психологические сюжеты невиданной силы, позволяющие раз за разом виртуозно дирижировать читательскими эмоциями. В 1999 году эту гипнотизирующую магию кинговской прозы обрушил на зрителей Фрэнк Дарабонт, экранизировавший «Золотую милю» — культовую мистическую драму о буднях тюремного блока смертников, где перед казнью на электрическом стуле заключенные доживают свои последние дни. История с чудесными и отвратительными героями держит в напряжении до финальных титров, а невероятная в своей несправедливости сцена с казнью Джона Коффи жмет в душе на невидимую кнопку с надписью: «Открыть все шлюзы».
«Виноваты звезды» / The Fault in Our Stars (2014)
Грусть-печаль в кинематографической упаковке, основанная на подростковом бестселлере Джона Грина. Принудительно сентиментальная экранизация, которая, кажется, удвоила эмоциональный эффект литературного оригинала, рассказывает об отношениях двух тинейджеров, познакомившихся в группе поддержки больных раком. Любовь и дружба как важнейшие жизненные ценности, осмысленные через призму неизбежности смерти, — эта сюжетная формула к финалу заставляет пережить настоящий катарсис, но тем не менее на душе после просмотра остаются самые нежные чувства.
«Жизнь прекрасна» / La vita è bella (1997)
Неистовая драма итальянца Роберто Бениньи, предлагающая неожиданный взгляд на тему Холокоста: ужасы концлагерей здесь показаны глазами маленького ребенка, который убежден, что происходящее вокруг — игра. Парадоксальным сочетанием смешного и трагического фильм прокладывает кратчайший путь к пониманию абсурдности войны. «Жизнь прекрасна» буквально обезоруживает своей неподдельной искренностью, и совсем не попасть под его печальное обаяние получится разве что у людей с врожденным отсутствием сердца.