«Пока криптовалюты переживали uptober, в мире NFT царил floptober», — пишет о разнонаправленных тенденциях на двух цифровых рынках Forkast. Первый каламбур можно перевести как «вверхтябрь» — речь о рекордном за полтора года подорожании биткоина до 37 тысяч долларов, — а второй примерно как «шмяктябрь». Как указывает BBC (заблокирована в России), ажиотаж вокруг так называемых невзаимозаменяемых токенов, самые дорогие из которых спекулянты некогда покупали за десятки миллионов долларов, стремительно падает.
По подсчетам Dapp Radar, с начала прошлого года объем сделок с NFT сократился на 89%, в десять раз, указывает издание. Мимолетность хайпа даже стала предметом шуток в сериале «Симпсоны», который славится способностью как бы предсказывать события: фанаты находили в старых сезонах и президентство Трампа, и пандемию из Китая. По сюжету свежей серии Гомер превращает Барта в токен, Мардж отправляется его спасать, а заканчивается все обесцениванием всех NFT:
— С Бартом что-то случилось?
— Только с его физическими частями. То, что от него осталось, живет в моем телефоне.
— Мой ребенок стал приложением?!
— Нет, приложения [хоть] что-то делают. А он NFT.
— Может, это потому, что это последний вагон поезда. Здесь обитают NFT без какой-либо ценности. Это 99% всех созданных NFT.
— Что случилось?
— [Цена] на нуле.
— NFT-безумие закончилось!
— А-а-а!..
Стоимость знаковых NFT-коллекций почти неизменно падает и в реальности. Самая дешевая из некогда культовых картинок с обезьянами из Bored Ape Yacht Club полтора года назад стоила четверть миллиона долларов (почти как заявленная цена трамповского особняка Мар-а-Лаго), а сегодня за нее просят в пять раз меньше. Создатель коллекции, компания Yuga Labs, в октябре объявила о сокращениях. Так что токены окончательно превращаются из невзаимозаменяемых в просто ненужные? Мнение озвучивает основатель BitOK Дмитрий Мачихин:
«Перспективы есть, но вопрос, как они будут развиваться, потому что то, что сейчас с рынком NFT происходит и его упадок фактически на дно, говорит о том, что явно в последние годы была переоценка значимости этой технологии. В ней ведь ничего особенного, на самом деле, нет. Просто идея уникальности, невзаимозаменяемости. Она применима далеко не везде. И я думаю, что, когда речь всерьез зайдет о том, чтобы выпускать токены на документы, например, то есть какой-нибудь, не знаю, дэпээсник на улице останавливает, мы показываем NFT, и в нем туда вшиты наши права, документы, что-нибудь еще там полезное, важное, вот это да, это будет интересно. А токенизация предметов искусства, картин — как не верил в это, так и продолжаю не верить, как и многие мои коллеги по цеху. Со временем да, разгонится, будет представлять ценность. Тем, кому было 20 лет, им станет же когда-нибудь 40. Вот будут вспоминать, как они продавали NFT за 100 тысяч долларов, и смеяться. Так что будет технология развиваться, но очень медленно и практически с нуля».
Как отмечает BBC, отдельные NFT-проекты пока держатся на плаву вполне уверенно. Медиакорпорация приводит в пример токены Pudgy Penguins, держатели которых получают роялти от продажи плюшевых игрушек в форме NFT из коллекции. По мнению собеседников издания, отдельные экспериментаторы смогут удержать внимание на своих проектах, но ажиотажного «пандемония» первых лет NFT-истории уже не вернуть.
Читайте также: