Сегодня в рубрике «Истории вещей» — автомобиль модели «Серебряный призрак» из коллекции Государственного исторического музея (ГИМ), изготовленный в Англии в 1922 году. Он был передан ГИМу вместе с экспонатами Центрального музея В.И. Ленина, ликвидированного в 1993 году.
Автомобилю из личного автопарка Владимира Ленина почти 100 лет, однако он находится в хорошем состоянии. Сложно представить, что полвека назад машину восстановили буквально из руин талантливые специалисты и рабочие автомобильного завода имени И.А. Лихачева (ЗИЛ). О странных виражах и сложных маршрутах единственного автомобиля в коллекции ГИМа рассказывает научный сотрудник музея Ольга Гранкина.
Колеса народных комиссаров
Автобаза советского правительства была сформирована на основе гаража Временного правительства, которое еще в феврале 1917 года реквизировало автомобили Собственного Его Императорского Величества гаража. У последнего российского царя Николая Романова к началу 1917 года в гараже находилось около четырех десятков автомобилей известных мировых производителей.
В первые годы советской власти новых автомобилей для членов правительства не приобретали. Это стало возможным лишь после перехода от военного коммунизма к НЭПу в 1922 году. До того времени имеющиеся в гараже Совета народных комиссаров машины эксплуатировались очень активно. Скоро английские авто начали разъезжать на шинах петроградского завода «Красный треугольник». Сохранились докладные записки начальника автобазы о том, что из 40 машин гаража на ходу чуть больше половины. Оставшиеся находились в состоянии перманентного ремонта, который заключался в том, что детали переставляли из одного автомобиля на другой.
Для обеспечения безопасности Ленина в начале 1921 года из гаража СНК был выделен Гараж особого назначения (ГОН). В него вошли несколько автомобилей, предназначавшихся для обслуживания только Владимира Ильича и его семьи. Это были автомобили разных лет выпуска, но все они стремительно устаревали. В 1922 году приняли решение о приобретении нескольких автомобилей представительского класса. Руководители гаража Совнаркома посоветовали закупить автомобили английской марки «Роллс-Ройс», с которыми уже были хорошо знакомы.
Номер 236
Автомобиль модели «Серебряный призрак», который сегодня хранится в Государственном историческом музее, был заказан 11 июля 1922 года. В Советский Союз впервые эта информация попала от итальянского журналиста Джузеппе Дикорато в начале 1980-х. Он сообщил своим российским коллегам, что автомобиль заказал секретарь торгового представителя РСФСР в Великобритании. В конце 1922 года автомобиль занял место в Гараже особого назначения, получив городской номер 236.
К этому времени Ленин уже большую часть года проводил в Горках, куда переехал по рекомендации врачей. Его личный гараж разделился. Главная база по-прежнему находилась в Кремле, а в Горках сформировался малый ГОН. Здесь постоянно находилось три машины — две летние и зимняя. Ленин очень любил автомобильные прогулки. По воспоминаниям Надежды Крупской, они отвлекали и успокаивали его. Также на автомобилях привозили врачей, многочисленных посетителей, почту и лекарства.
После смерти Ленина в январе 1924 года автомобили малого ГОНа оставались в Горках, но позже, вероятно, вернулись в гараж Совнаркома. Сотрудникам музея неизвестно, в каком режиме и кем эксплуатировались в конце 1920-х ленинские автомобили, в частности, номер 236. Известно лишь, что в 1930 году он был передан обкому профсоюзов работников рыбной промышленности Крымской АССР.
В 1936 году, когда было подписано распоряжение о создании в Москве Центрального музея В.И. Ленина, начались поиски ленинского автомобиля, который должен был занять почетное место в экспозиции. В 1939 году его нашли, но внешний вид машины мало соответствовал требованиям к музейному экспонату. Двумя годами ранее автомобиль попал в аварию. Работники керченской автобазы восстановили его и продолжали эксплуатировать. Испорченную машину отправили в Горки.
Реставрация
Решение о реставрации приняли лишь в 1957 году. Важный заказ поручили коллективу ЗИЛа. Профессионалам было достаточно беглого взгляда, чтобы понять, что предстоит огромная работа. Требовалось ликвидировать трещины и вмятины, восстановить пострадавшие во время аварии деревянные части кузова и наружный тент, заново воссоздать полностью утраченную кожаную обивку салона и резные деревянные детали интерьера.
Ориентировочная смета на проведение реставрации составила 33 812 рублей, а во время работ увеличилась более чем в два раза, превысив 75 тысяч рублей. Пришедшую в негодность систему электрического оборудования полностью заменили, сохранив аутентичную схему. Все детали проверялись на работоспособность. При замене использовался материал оригинала — если гайка должна быть бронзовой, ее делали из бронзы.
Много подробностей, связанных с реставрацией, рассказал один из ее участников, Борис Курбатов. Сотрудники музея познакомились с ним в 2008 году во время работы над выставкой «Личный автомобиль В.И. Ленина». Курбатов рассказал, что аналогичный автомобиль чуть более раннего года выпуска нашелся среди реквизита «Мосфильма». Автомобиль можно увидеть во многих советских кинолентах, например в «Неуловимых мстителях». В 1959 году его предоставили в полное распоряжение зиловцев, чтобы они без спешки смогли ознакомиться с внутренним устройством.
На заключительном этапе к реставрации подключились работники химической промышленности СССР. Им предстояло обеспечить автомобиль такими же шинами, на которых он ездил в 1920-е. Однако выяснилось, что Ленинградский завод, когда-то снабжавший шинами гараж Совнаркома, прекратил их производство в 1933 году. Архив был утрачен в блокаду. Пришлось заново восстанавливать технологическую цепочку в Московском научно-исследовательском институте шинной промышленности. Выполнил заказ Ярославский завод химического машиностроения.
Торжественный перегон и последние тайны
Наконец настал день, когда сияющий новой краской, отполированный до блеска ленинский автомобиль подъехал к проходной завода имени И.А. Лихачева. Проводить его собрались десятки работников ЗИЛа, фотокорреспонденты и киногруппа. За рулем был Борис Курбатов. Вырулив с проходной, автомобиль проехал по Серпуховской улице, по Большой Ордынке, Каменному мосту и прибыл на Красную площадь. Здесь, у здания Центрального музея В.И. Ленина, его торжественно передали сотрудникам музея. На следующий день башенный кран поднял автомобиль на высоту второго этажа и через оконный проем установил на основной экспозиции.
И тут началось самое интересное. Информация о реставрации на ЗИЛе, опубликованная в центральной газете, спровоцировала поток писем в музей. Благодаря им наконец раскрылись две последние тайны автомобиля — как он оказался в Керчи и что за авария произошла с ним в 1937 году.
Выяснилось, что в Крым ленинский автомобиль попал благодаря сотруднику автобазы Совнаркома, чей родственник трудился в профсоюзе рыбников в Керчи. А авария произошла по глупости. Работники автобазы просто решили прокатиться с ветерком после какого-то праздника и на полном ходу врезались в стадо коров. Машина несколько раз перевернулась. К счастью, никто не пострадал. Сегодня понятно, почему детали аварии долго не озвучивались. Всплыви правда о происшествии с ленинским автомобилем тогда, не поздоровилось бы не только участникам поездки, но и руководству автобазы. В 1959 году, когда вышли сроки давности и был взят курс на развенчание культа личности, стало известно, как все было на самом деле. Можно сказать, что работники ЗИЛа не только полностью восстановили ленинский автомобиль, но и, выражаясь музейным языком, получили важные факты из истории его бытования.
За прошедшие полвека ленинский автомобиль сменил прописку, став экспонатом Государственного исторического музея. В годы ремонта и реконструкции музея автомобиль поместили на хранение в Измайлове, а в 2004 году вернули в главное здание на Красной площади.