"Охотники за привидениями: Наследники". Прекрасный цветок на могиле культовой классики

В прокат выходит фильм, который может служить эталонным примером того, как следует снимать продолжение любимых картин.

В 1984 году на экраны вышел фильм Айвена Райтмана «Охотники за привидениями», покоривший и зрителей, и критиков сочетанием интригующего сюжета, выстроенного вокруг паранормальной чертовщины, и приземленного юмора. Айвен Райтман не только снял одну из самых кассовых картин восьмидесятых, но и оказал огромную услугу всему гик-сообществу, ведь в его фильме спасителями мира стали не источающие из всех пор тестостерон атлеты, а ботаники-«задроты» в мешковатых комбинезонах. Задолго до «Теории большого взрыва» Райтман вложил в умы зрителей идею «умный — значит привлекательный».

В 1989 году увидел свет сиквел, который профессиональные киноведы раскритиковали за отсутствие новизны. История четверых друзей получила развитие в анимационном сериале «Настоящие охотники за привидениями», а в его продолжении под названием «Экстремальные охотники за привидениями» старая команда распалась. Франшиза встретила свой конец, но «Фабрика грез» редко позволяет спокойно умереть проектам, из которых можно выжать еще хоть капельку прибыли. В новом тысячелетии, когда гики из непонятных чудиков превратились в основную целевую аудиторию высокобюджетных голливудских блокбастеров, режиссер Пол Фиг попытался перезапустить культовую классику и снять фильм, где за призраками охотились только девушки. Несмотря на то, что на главную роль он позвал популярных комедианток, картина с треском провалилась — между исполнительницами главных ролей не было химии, а в кадре отсутствовала та самая магия, которой дышал оригинал. Попытавшись воскресить некогда популярную франшизу, Фиг лишь загнал ее гроб глубже в землю.

Селеста О’Коннор, Финн Вулфард, МакКенна Грейс и Логан Ким в фильме «Охотники за привидениями: Наследники»

Сейчас мы наблюдаем новую попытку вдохнуть жизнь в «Охотников за привидениями». Теперь в качестве режиссера выступает Джейсон Райтман, сын Айвана, а фильм служит одновременно и продолжением старой истории, и «мягким» перезапуском. Джейсон рассказывал, что его отец внимательно следил за ходом съемок, давал комментарии и делал замечания. «Представьте, что ваши родители каждый день приходят к вам на работу», — полушутя жаловался Райтман-младший. Следует отметить, что в данном случае талант вполне себе передается по наследству, ведь Джейсон успел зарекомендовать себя такими картинами как «Мне бы в небо» и «Бедная богатая девочка». Фильм отца он тоже продолжил вполне достойно.

Картина «Охотники за привидениями: Наследники» рассказывает о матери-одиночке Келли (Кэрри Кун), которая вместе с двумя детьми вынуждена переехать в глухомань, в дом своего недавно почившего отца. Келли почти не знала своего папу, однако заочно его недолюбливает, ведь он бросил семью ради сумасбродной затеи охотиться за привидениями. Пока Келли пытается свести концы с концами и навести подобие уюта в новом жилище, ее дети с удовольствием изучают проклятый старый дом, где жил дед да помер. Финн Вулфард, уже сражавшийся со всякой чертовщиной в «Очень странных делах» и ремейке ужастика «Оно», в этот раз решил отойти на второй план — его герой, Тревор, большую часть времени ухаживает за симпатичной сверстницей (Селеста О’Коннор) или починяет в гараже проржавелый катафалк. Основным двигателем истории служит бойкая девчонка Фиби (МакКенна Грейс), такая же странная, как и ее тезка из «Друзей». Именно Фиби, следуя инструкциям от покойного дедушки, чинит найденный в подвале протонный излучатель и отправляется ловить привидений в сонном провинциальном городке. При этом создатели фильма не забывают, что перед нами дети — если взрослые охотники без проблем ловили привидений целыми пачками, то для Фиби и ее соратников победа над одним зловредным духом уже становится поводом для торжества.

Логан Ким и МакКенна Грейс в фильме «Охотники за привидениями: Наследники»

Джейсон Райтман умело дозирует юмор, приключения и толику семейной драмы, чтобы создать историю, которая цепляет зрителя сразу на многих уровнях. Герои его фильма далеко не идеальны, однако их недостатки играют на сюжет и делают персонажей даже более симпатичными. Фиби не умеет находить общий язык со сверстниками, её мама не справляется с детьми и домом одновременно, а Тревор ведёт себя максимально нелепо в обществе девочки по которой сохнет — и эти мелкие жизненные проблемы роднят их с нами, находящимися по другую сторону экрана.

Кроме того, Райтман-младший смог найти точку равновесия между старым и новым. В «Наследниках» постоянно присутствуют отсылки к оригиналу в виде камео актеров из старого фильма, знакомых элементов экипировки охотников или узнаваемых монстров вроде засветившихся в трейлере зефирных человечков, однако в отличие от картины 1989 года, новых «Охотников за привидениями» нельзя назвать полностью вторичными. Свежие герои со своими проблемами делают эту историю достаточно современной, и вместе с тем не дают фильму окончательно оторваться от корней. Фиби и Тревор удивительно несовременны, копаться в старых железках им интереснее, чем записывать вирусные видео для тиктока. Несмотря на свою молодость, они принадлежат к той же эпохе, что и их дед. Стремление соответствовать первоисточнику не во всём сыграло на руку картине — внешний вид антагонистов и анимацию стрельбы из протонного излучателя тоже сделали «под старину». Из-за этого дизайн монстров кажется старомодным и несколько нелепым, несмотря на то, что они нарисованы с применением всех современных достижений в области спецэффектов. Да и самих привидений в фильме можно пересчитать по пальцам — видимо бравый дед знатно поохотился, так что на долю его внуков почти никого не осталось.

Кадр из фильма «Охотники за привидениями: Наследники»

Компания Sony почти одновременно, с разницей в неделю, выпустила в российский кинопрокат два фильма, основанных на популярных франшизах: «Обитель зла: Раккун-Сити» и «Охотники за привидениями: Наследники». Режиссеры обеих картин стремились угодить фанатам, но в первом случае это вылилось в бездумное копирование эффектных сцен из оригинала, а во втором — в бережное развитие заложенных почти 40 лет назад идей. Джейсон Райтман смог снять фильм, дающий современным посетителям кинотеатров тот же спектр эмоций, который в 1984 году испытывали люди, впервые услышавшие про охотников за привидениями. Английское название нового фильма (Afterlife) переводится как «Загробная жизнь» или «Посмертие», и в данном случае это очень точно отражает суть картины: культовая классика получила новую жизнь после смерти.

Смотрите фильм «Охотники за привидениями: Наследники» в кинотеатрах с 2 декабря.