В НАСА показали, как Perseverance бурит Марс

Фреза с алмазным напылением позволяет марсоходу углубляться внутрь породы для ее анализа.

Марсоход Perseverance нашел очередной валун, который решили подвергнуть углубленному изучению. НАСА показало видео процесса, которое составили из отдельных фото, снятых одной из передних камер ровера с интервалом примерно в минуту.

Камень, получивший имя собственное «Кенмор», стал 30-м объектом столь пристального внимания ученых на Марсе. 3 июня Perseverance отшлифовал на нем участок, а 10-го принялся вгрызаться внутрь для определения минералогического состава и геологического происхождения породы.

«Кенмор оказался странным и неподатливым камнем. Внешне он выглядел нормально — казалось, мы сможем сделать хороший шлиф и, если данные окажутся ценными, даже взять образец. Однако во время шлифовки он вибрировал, и от него откалывались кусочки. К счастью, нам все же удалось углубиться достаточно, чтобы провести анализ», — поделился заместитель руководителя научной программы миссии Кен Фарли из Калифорнийского технологического института.


Марсоходы Spirit и Opportunity были оснащены инструментом RAT (Rock Abrasion Tool) с алмазным напылением, который вращался со скоростью 3000 оборотов в минуту, пока роботизированная рука вдавливала его в породу. Затем две проволочные щетки удаляли образовавшиеся частицы. Аппарат Curiosity использует щетку для очистки поверхности от пыли перед бурением. Perseverance, в свою очередь, применяет специализированную шлифовальную насадку, а для удаления частиц — не щетки, а газовый инструмент gDRT (gaseous Dust Removal Tool), преимущество которого в том, что он исключает попадание земных загрязнений.

«Мы используем gDRT, чтобы выдувать азот под давлением 83 кПа на частицы, оставшиеся после шлифовки. На один шлиф уходит пять "пшиков" азота: один для продувки системы и четыре для очистки. За четыре года работы в кратере Езеро мы уже сделали 169 выбросов, а в баке остается еще около 800», — объяснил инженер-робототехник Кайл Каплан из Лаборатории реактивного движения.

За более чем 30 операций команда миссии отточила процесс сбора данных. После очистки инструмент WATSON делает детальные снимки шлифа, затем лазер SuperCam, установленный на мачте ровера, испаряет микроскопические частицы породы, а спектрометр анализирует их состав. Другой спектрометр SuperCam изучает отраженный от поверхности свет в видимом и инфракрасном диапазонах.

Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS Крупный план следа от шлифовки, на котором видны характерные следы инструмента, оставленные абразивным буром Perseverance. Снимок был сделан 5 июня камерой WATSON с расстояния примерно 7 сантиметров.

«SuperCam исследовал как сам шлиф, так и частицы вокруг него. Анализ показал, что в породе содержатся глинистые минералы с гидроксильными группами, связанными с железом и магнием — типичный состав для древних марсианских глин. Спектры шлифа подтвердили повышенное содержание этих элементов», — рассказала участница команды SuperCam Кати Кантен-Натаф из Лионского университета.

Кроме глины, в составе «Кенмора» нашли полевой шпат, который делает лунную поверхность такой яркой на солнце, и — впервые за всю миссию — гидроксид марганца.

Закончив с «Кенмором», марсоход отправился исследовать новые участки вдоль края кратера Езеро, где ему предстоит встретить как податливые, так и капризные камни.

«Одна из первых вещей, которую усваиваешь, работая с марсоходами, — не все камни на Марсе одинаковы. Данные, которые мы сейчас собираем, помогут будущим миссиям заранее понимать, можно ли проехать по породе, взять образец, выделить из нее водород и кислород для топлива или даже использовать ее как строительный материал для базы», — заключил Фарли.

Нейросоветы – канал с советами от искусственного интеллекта!