Недавние решения Международного союза конькобежцев (ISU) об изменении стоимости прыжков и введения новых понятиях о недокрутах получили смешанные отзывы. Вспомним главное: лутц — подешевел (и тройной, и четверной), риттбергер — подорожал (только четверной), а недокрут в четверть оборота (q) теперь не снижает базовую стоимость прыжка.
Любители поиска теорий заговора сразу сошлись во мнении, что изменения направлены против доминирования российских фигуристок. Американский тренер Том Закрайчек подтвердил эти опасения.
Изменение стоимости прыжков должно толковаться как реакция ISU на доминирование русских девушек и Нэтана Чена. Это послание юным фигуристам: если вы сможете выучить хотя бы один прыжок из «большой тройки» (лутц, риттбергер, флип), это будет означать, что вы сможете иметь конкурентоспособную техническую оценку.
О том, что русские девочки ушли далеко вперед, отчетливо подтвердил минувший сезон: в финале Гран-при ставшая 3-й Александра Трусова опередила 4-ю Рику Кихиру на 16 баллов, на ЧЕ та же Трусова выиграла у 4-й Алексии Паганини более 30 баллов. Конечно, снижение оценок немного уменьшит разрывы между россиянками и остальными, но вряд ли поменяет расстановку сил в женском фигурнокатательном мире.
Чуть больше пострадает от нововведений Нэтан Чен, владеющий четверными лутцем, флипом, тулупом и сальховом. Риттбергер Чен подзабросил. А его главный соперник последних лет Юдзуру Ханю регулярно прыгает риттбергер. При этом у Ханю нет стабильности в исполнении четверых лутца и флипа. Если в последнее время базовая оценка за технику у Чена всегда была выше, чем у Ханю, то теперь у Юдзуру появляется больше шансов обыграть американца. Понимает это и сам Нэтан.
Смысл в уравнивании стоимости прыжков есть, но вместе с этим должен быть стимул для тех, кто выполняют все три этих сложных прыжка. Некоторым фигуристам исполнение того или иного прыжка дается сложнее. Например, для меня сложным элементом является риттбергер, другим же он дается проще.
Каждый спортсмен в новых правилах найдет и плюсы, и минусы. Я владею лутцем, но так как его стоимость снизилась, на меня правила повлияют негативно. Но, в то же время, это повод, чтобы работать над риттбергером и улучшением качества остальных прыжков.
Официальная позиция ISU — сделать фигурное катание более разнообразным, ведь «все раньше учили только лутц, он же самый дорогой». Есть фигуристы, которым это на руку, есть те, кто из-за этого потеряет несколько драгоценных баллов — всем не угодишь. А к чему приведет очередная техническая революция, узнаем уже в следующем сезоне.