Полярные сияния так или иначе наблюдаются на всех планетах Солнечной системы, кроме Меркурия. Здесь, на Земле, аврора появляется, когда частицы солнечного ветра сталкиваются с магнитосферой, а затем ускоряются вдоль линий магнитного поля до высоких широт, где дождем падают в верхние слои атмосферы. Там они взаимодействуют с атмосферными частицами, создавая мерцающие огни, танцующие по небу.
Однако с Марсом все сложно — в формировании полярного сияния решающую роль играет магнитное поле планеты. Марс же давно потерял свое.
Но это не значит, что Марс полностью лишен магнетизма. Остаточные области локализованных магнитных полей вырастают из некоторых областей коры, особенно в южном полушарии.
Новое исследование подтвердило, что эти небольшие локальные магнитные поля взаимодействуют с солнечным ветром интересным образом, создавая ультрафиолетовые полярные сияния Марса. Научная статья опубликована в Journal of Geophysical Research: Space Physics, кратко о ней сообщает ScienceAlert.
Ультрафиолетовые изображения Марса ночью показали, что полярные сияния имеют тенденцию формироваться вблизи остаточных магнитных полей коры. Что логично — силовые линии магнитного поля необходимы для ускорения частиц.
Ученые из Университета Айовы (США) сравнили данные о меняющемся давлении солнечного ветра с данными о марсианских полярных сияниях. Они обнаружили, что именно солнечный ветер играет значительную роль формировании полярных сияний.
То есть марсианские полярные сияния вызывают выбросы корональной массы, когда поток заряженных частиц выбрасывается Солнцем. Если солнечный ветер попал на зоны магнетизма Марса под определенным углом, начнется магнитное пересоединение или ускорение частиц, необходимые для создания ультрафиолетового свечения.