Первые пять станций Большой кольцевой линии (БКЛ), открытые в феврале 2018 года, быстро полюбились горожанам и гостям города и пользуются популярностью. А станция «Савеловская» новой кольцевой ветки, принявшая первых пассажиров в декабре 2018 года, уже заслужила приз зрительских симпатий международного конкурса фотографии «Искусство строительства — 2019» (Art of Building). Все станции первого участка БКЛ выполнены в единой архитектурной концепции, при этом каждая имеет свою индивидуальность.
Команда, работавшая над архитектурной концепцией первых станций БКЛ, недавно получила премию в области литературы и искусства города Москвы в номинации «Дизайн». Во время вручения награды Сергей Собянин отметил, что при строительстве учитывался мировой опыт с точки зрения технологий. Что касается архитектуры и дизайна, то здесь ориентировались на опыт советских метростроителей, создававших станции-шедевры.
Mos.ru поговорил с командой, участвовавшей в художественном оформлении первых станций Большой кольцевой линии метро.
Историческая преемственность и современные технологии
Московский метрополитен признан одним из самых красивых в мире. Станции, построенные в 1930–1950-х годах, — это настоящие дворцы с просторными и светлыми залами, богатой архитектурой и декором.
Работая над художественным оформлением первых станций БКЛ, специалисты ориентировались на прошлый опыт. Но его нужно было адаптировать к современной архитектуре, ведь сейчас не строят так, как раньше.
«Любая станция 1930–1950-х — эта классическая архитектура, можно сказать, дворцового стиля, что предполагает такой же декор. А современная архитектура — другого стиля, присутствуют другие технологии, используются какие-то легкие материалы, металл, стекло. И классическая мозаика тут была бы не очень уместна, потому что это два разных художественных языка», — считает художник-монументалист Екатерина Бубнова.
Сегодня при оформлении станций метро используют цифровые технологии. Сначала, как и раньше, создают эскизы будущего панно. Их обсуждают вместе с архитекторами и градостроительным советом. Зачастую только на это уходит довольно много времени.
Он добавляет, что во время работы над эскизами для станции «ЦСКА» вдохновлялись в том числе творчеством Александра Дейнеки, особенно его работами, посвященными спорту. Отталкиваясь от традиций и сохраняя историческую преемственность, специалисты добавляли современные черты.
После согласования эскизов начинается работа по созданию изображения. С помощью компьютерной программы на рисунок накладываются цвета, фактуры и текстуры. Готовый файл делится на фрагменты, которые будут напечатаны на отдельных панелях на специальном большом принтере — плоттере.
Изображения печатают на разных поверхностях. В основном на алюминиевых пластинах или на стекле. За процессом следят художники. Если готовые пластины по цвету, текстуре или еще по каким-нибудь параметрам не соответствуют задумке автора, он всегда может на это указать и скорректировать итоговый вариант. Последний этап — монтаж пластин с фрагментами рисунка на потолок или стену.
Чтобы понравилось потомкам
Александр Орлов отмечает, что архитектура первых станций Большой кольцевой линии подчинена единой композиции:
«Там и конструктивные решения одинаковые, и архитектурные приемы единые. Основная идея была сделать цвет станций Большой кольцевой линии в соответствии с цветом линий, на которые идет пересадка. “Савеловская” — на серую ветку пересаживаемся, “Шелепиха” — на желтую, “Хорошевская” — на фиолетовую, “Петровский парк” — на зеленую. Станция “ЦСКА” выпала из этого ряда, потому что сама по себе получилась значимой».
Если проехаться по всем станциям, то станет заметна единая композиция — общая схема расположения художественных произведений, организация платформ, освещение и так далее.
С 1930-х годов архитектура метро сильно изменилась. Она стала современнее, более воздушной, плавной, нет той монолитности и помпезности. Меняются и сюжеты художественного оформления. Однако если смотреть на старые панно, то не возникает чувства, будто они устарели. Да, они отражают ту эпоху, какие-то элементы, свойственные тому времени, но и сейчас, глядя на них, получаешь эстетическое удовольствие.
Екатерина Бубнова отмечает, что за модой гнаться не стоит. Метро рассчитано на десятилетия и на столетия, оно не про модные тенденции сезона. Работая над оформлением станций, стоит помнить, что любоваться этими художественными произведениями будут и наши дети.
Новые технологии — простор для творчества и экономия
Художники признаются, что цифровые технологии серьезно помогают им в работе. Одно из главных преимуществ — у автора сокращается количество подмастерьев. Дело в том, что раньше при работе с классической мозаикой у художника было много ассистентов. И каждый из них мог оставить свой след в панно, влиявший на первоначальную задумку автора. Например, не так подобранный оттенок или по-другому поставленный фрагмент.
Сейчас же автор сам создает художественное произведение. А на этапе печати он полностью контролирует процесс, и если что-то не устраивает, то может это скорректировать. В итоге панно полностью соответствует изначальному замыслу.
Но это не единственное преимущество современных технологий. Благодаря им существенно сокращается стоимость работ.
«Для бюджета это выгодно. Площадь панно на потолке станции метро “ЦСКА” — 1930 квадратных метров. Если бы этот потолок был сделан из флорентийской или обычной мозаики, то его создание обошлось бы намного дороже», — отмечает Евгений Щеглов.
При отделке станций метро практически отказались от так называемых мокрых процессов — штукатурки, покраски и так далее. Благодаря этому на работу тратится меньше времени и денег. Многие конструкции собираются из отдельных деталей — как лего.
«Очень много композитных материалов применяется, негорючих материалов, алюминия. Очень много нержавеющей стали. А из традиционных остался, конечно же, камень, лучше которого ничего не может быть», — добавляет Александр Орлов.
Взгляд в будущее
Пассажиры часто фотографируют станцию «ЦСКА», особенно большое панно на потолке. Екатерина Бубнова отмечает, что это место стало важным для москвичей. Она добавляет, что художественные произведения, которые можно увидеть на этой и других станциях Большой кольцевой линии, включены в курсы по истории современного искусства, которые читают в московских вузах.
В будущем облик станций метро может измениться, но как — сложно представить.
«Допустим, 20 лет назад невозможно было представить, что можно напечатать потолок с помощью принтера. Плоттер — это, по сути, большой принтер. Напечатать потолок площадью 1930 метров для московского метро с помощью принтера — тогда это было что-то из разряда фантастики. А сейчас это реальность. И технологии меняются настолько быстро, что невозможно представить, что будет дальше. Мне кажется, будут параллельно существовать и новые технологии, и старые», — говорит Евгений Щеглов.
Художник добавляет, что тенденции в архитектуре постоянно меняются и в какой-то степени они будут зависеть от развития технологий.