Когда музыка и изобразительное искусство объединяются, эта связь трогает нас — будь то кино, опера или балет. Институт эмпирической эстетики Макса Планка во Франкфурте-на-Майне (MPIEA) провел исследование, оценившее, как сочетание музыки и изображений влияет на эстетическое восприятие искусства, особенно если они целенаправленно подобраны друг к другу. Результаты экспериментов обнародованы в журнале Scientific Reports.
Поводом взяться за тему нейроэстетики стала выставка «Музыка как образ и метафора», включающая 41 рисунок в сопровождении музыкальных произведений, написанных специально в соответствии с изображениями. Один из кураторов заметил, что посетители проводят на выставке больше времени, чем обычно. Он рассказал об этом Лорен Финк, которая тогда была специалистом по нейронаукам в MPIEA, и предложил провести соответствующее научное исследование.
Ученые несколько расширили подход, включив в него вопрос о том, влияет ли сознательно выбранное сочетание музыки и изображений на эстетическое переживание, или случайное сочетание может привести к такому же эффекту.
В эксперименте участвовало более 200 человек. Им были представлены 16 работ в различных сочетаниях: изображение без музыки, музыка без изображения, аудиовизуальные пары со специально и случайно подобранным звуковым сопровождением. За показатель эстетического интереса была принята продолжительность просмотра; кроме того, участников опросили о субъективных впечатлениях.
«Мы обнаружили, что участники проводили больше всего времени с музыкальными произведениями, затем следовали комбинированные аудиовизуальные пары и, наконец, изображения без музыки. Однако они сообщили о самом сильном эмоциональном эффекте от аудиовизуальных комбинаций. Удивительно, но тип комбинации не оказал никакого влияния на эстетические оценки: независимо от того, было ли аудиовизуальное сочетание намеренным или случайным, участники воспринимали произведения одинаково», — поделилась результатами Финк.
«Также следует отметить, что не было прямой корреляции между потраченным временем и эстетическими предпочтениями — это свидетельствует о том, что музыка обогащает эмоциональную глубину восприятия искусства, но не обязательно меняет его эстетическую оценку», — добавила директор кафедры музыки MPIEA Мелани Вальд-Фурманн.
Исследование, по мнению его авторов, открывает новый взгляд на сложную роль, которую музыка и изобразительное искусство вместе играют в эстетическом опыте.