
Новое исследование ставит под сомнение устоявшееся убеждение о том, что рекурсия — ключевая черта человеческого языка — присуща исключительно людям. Исследователи из Университета Уорика (Великобритания) обнаружили свидетельства того, что дикие суматранские орангутаны используют рекурсию в своем голосовом общении. Это может изменить понимание эволюционного происхождения человеческого языка. Исследование опубликовано в журнале Annals of the New York Academy of Sciences .
В лингвистике рекурсией называют способность языка порождать вложенные предложения и конструкции. Базовое предложение «кошка съела мышь» может быть за счёт рекурсии расширено как «Ваня догадался, что кошка съела мышь», далее как «Катя знает, что Ваня догадался, что кошка съела мышь» и так далее.
При изучении звуков, которые издают орангутаны в дикой природе, особенно тревожных криков, было выявлено, что орангутаны применяют сложную форму рекурсии, структурируя свои «фразы» на трех различных уровнях. Это означает, что орангутаны не просто производят шум; они стратегически слоями располагают звуки, чтобы отразить «смыслы» или «послания», свойственные человеческим языкам.Если орангутаны используют рекурсию, это подразумевает, что эта сложная форма коммуникации могла существовать задолго до появления людей. Способность орангутанов изменять ритм в зависимости от контекста, например, ускоряясь в ответ на непосредственные угрозы и замедляясь перед меньшей опасностью, свидетельствует об использовании ритма для передачи конкретной информации.
Это открытие открывает новые пути для изучения языка у приматов. Оно поднимает вопросы о распространенности рекурсии среди других нечеловеческих приматов и о возможных сходствах коммуникации у разных видов.