По выжженным степям бредет одинокий воин (Юрий Колокольников) в черном кожаном плаще. У него за плечами остро заточенная катана, в кобуре на поясе — пистолет с вычурной гравировкой, но без патронов, а по пятам за ним идут кровожадные убийцы. Однажды воин встречает на своем пути девушку-подростка Марию (Диана Енакаева) с клеймом на лице. Мария ищет охрану и сопровождение, ей позарез нужно добраться до бетонной крепости на другом конце долины, и она готова щедро заплатить человеку, знающему местность и умеющему обращаться с оружием. Воин соглашается стать ее проводником, хотя девушке его компания сулит лишь новые проблемы.
Фильм Макса Шишкина «Последний ронин» с первых кадров погружает зрителя в раскаленный постапокалиптический ад, населенный безумными психопатами. Главного героя преследует племя дикарей, с ног до головы закутанных в черные лохмотья. Они скрывают лица за металлическими масками-черепами и общаются друг с другом на примитивном языке уровня «моя твоя не понимай». И эти психи с топорами окажутся самыми нормальными противниками Ронина, ведь дальше его ждут подземные каннибалы, наевшиеся галлюциногенных грибов берсеркеры и финальный босс (Даниил Воробьев), нацепивший на голову корону из золотых патронов и восседающий на троне из автоматов. Некоторые сцены «Последнего ронина» — это чистое торжество формы над содержанием.
Макс Шишкин снял очень неровное кино. Он то гипнотизирует зрителя, демонстрируя безжизненные пейзажи под пульсирующий саундтрек в духе Carpenter Brut, то ломает все погружение в историю нелепыми диалогами. Диана Енакаева — талантливая молодая актриса с обширной фильмографией, но в этом фильме она почему-то отчаянно переигрывает, когда изображает колючего подростка с проработанными душевными травмами. Юрий Колокольников напротив даже в роли бессердечного Железного Дровосека демонстрирует больше эмоций, чем в картине Шишкина. Их разговоры напоминают диалоги персонажей из старых видеоигр.
В то же время стоит главному герою достать катану и вступить в бой, как «Последнему ронину» хочется простить все недостатки — такого плотного, динамичного, продуманного и со вкусом снятого экшена мы не видели в российском кино уже давно. Удары кулаков с сочным хрустом ломают кости, катана отсекает конечности и пронзает тела, а камера порхает вокруг сражения, чтобы показать каждое движение в самом выгодном ракурсе — это тот случай, когда рейтинг «18+» полностью оправдан. При этом Шишкин не смакует убийства, не упивается ими. Напротив, рассуждения о том, как насилие портит саму природу человека, составляют важную часть философии картины.
«Последний ронин» — полнометражный дебют Макса Шишкина, вся жизнь которого была так или иначе связана с кино. В юности он торговал видеокассетами с фильмами, затем освоил профессию клипмейкера и снимал музыкальные видео для российских групп, а интернет-публике Шишкин известен как создатель видеотрибьютов, собранных из отдельных фрагментов ярких фильмов. Сперва может показаться, что «Последний ронин» — это тоже один большой трибьют, напичканный оммажами и киноманскими отсылками к любимым картинам Макса. Насмотренный зритель может угадать в движениях Ронина и ган-кату из «Эквилибриума», и тактические приемы Джона Уика, но именно благодаря таланту Шишкина фильм выглядит не как лоскутное одеяло из понадерганных отовсюду крутых моментов, а как единое, цельное произведение, содержащее авторский посыл.
На премьере в кинотеатре «Октябрь» Макс Шишкин признался, что они с продюсерами Эльзой Серовой и Владимиром Масловым договорились выпустить наружу коллективного внутреннего ребенка и дать ему порезвиться вволю в образной песочнице (в роли которой выступил Казахстан, где проходила большая часть съемок). «Последний ронин» в самом деле похож на беспокойный, непоследовательный сон впечатлительного подростка, который посмотрел на ночь глядя «Мэнди», «Безумного Макса» и пару серий «Игры престолов» и в подсознании скомпилировал из них одну странную историю. Если разбирать фильм по частям, можно найти множество мелких огрехов, но все его элементы работают вместе и, подобно камням в японском саду, заслоняют недочеты друг друга.
«Последний ронин» — интересный образец жанрового кино и громкий дебют, побуждающий пристально следить за дальнейшей карьерой Шишкина.
Читайте также: