Кто такой Игорь Шпильбанд?
Последние несколько сезонов танцы на льду — самый предсказуемый вид в фигурном катании. Есть Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон и все остальные. Их результаты заставляют танцоров со всего мира выстраиваться в длинную очередь возле катка спортивного комплекса Гадбуа в пригороде Монреаля. Именно там работают тренеры Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон, создатели чемпионского стиля Габи и Гийома.
Еще пять лет назад о доминировании французов не было и речи, а ритм в танцах задавали две пары, с которыми в клубе Arctic Edge в Кантоне (штат Мичиган) работали Игорь Шпильбанд и Марина Зуева.
Бывшие советские фигуристы объединились еще в 2001 году. И за несколько лет создали очень эффективную систему подготовки танцоров, в которой Марина отвечала, прежде всего, за хореографию и творчество, а Игорь — за технику.
"У них все было очень отлажено, — рассказывает Елена Ильиных, которая несколько раз стажировалась в Америке. — С каждой парой работает целая группа специалистов. Очень много человек. В России зачастую один тренер делает все: и ставит программы, и придумывает поддержки, и занимается ОФП. Игорь и Марина организовали все так, что каждый занимается своим делом и отвечает за строго определенный участок работы.
Кроме того, все нужные специалисты работали на катке и поэтому всегда были под рукой. Не надо было никуда ездить и тратить время на бессмысленные перемещения. Режим тренировок был выстроен так: активная работа начиналась в 10 утра и продолжалась часов до 15, с небольшими перерывами. После — свободное время. Можно заниматься какими-то своими делами. А это тоже важно — спасает от выгорания".
Среди важных достижений группы Шпильбанда и Зуевой — золото и серебро Олимпиады-2010 в исполнении их учеников и внушительная связка наград на турнирах попроще. Но момент абсолютного триумфа — чемпионат мира — 2011 в Москве. Тогда их ученики заняли весь пьедестал: Мерил Дэвич и Чарли Уайт были первыми, Тесса Виртью и Скотт Моир — вторыми, Майя и Алекс Шибутани — третьими.
Уникальность случившегося отметили даже организаторы и чиновники ISU. После исполнения американского гимна (первого в истории танцев на чемпионатах мира) тренеров попросили занять место рядом с медалистами.
История успеха закончилась летом-2012, когда тренерский дуэт распался. Зуева еще какое-то время проработала в Кантоне, а Шпильбанд сразу же перебрался в соседний город — Нови.
Точные причины расставания неизвестны до сих пор. Генеральный менеджер клуба, на который работали специалисты, Крейг О’Нил утверждал, что на увольнении Шпильбанда настояли спортсмены. В фигурнокатательной тусовке поговаривали, что разобраться друг с другом не смогли сами специалисты.
Разрыв серьезно сказался на результативности специалистов. В более проигрышном положении (с точки зрения статистики) оказался Шпильбанд — все звездные ученики остались в Кантоне (Виртью и Моир переехали в Монреаль только после Сочи-2014).
При этом его репутация как одного из лучших тренеров-технарей не пострадала. Мастерство признавала (и признает) в том числе и Зуева: "Игорь всегда занимался обязательными танцами, очень много работал над связками. Кроме того, он отлично ставит танго, латину. Танго вообще никто лучше Игоря не ставит, я считаю. Я всегда лучше чувствовала классическую музыку, а Игорь — латину. И мне всегда было приятно смотреть на его работу".
Кроме того, тренером мирового масштаба в США Шпильбанд стал раньше, чем его бывшая напарница. По сути, именно он создавал в Детройте танцевальную школу, которой долгие годы восхищались во всем мире. Подготовил пятикратных чемпионов США Элизабет Пунсалан/Джерода Суоллоу и вице-чемпионов Турина-2006 Танит Белбин/Бенджамина Агосто. Как раз для работы с этой парой Шпильбанд позвал к себе на каток Зуеву, посчитав, что его хореографических навыков стало недостаточно.
Сейчас пробел с хореографией Шпильбанду помогают заполнить Николай Морозов и Паскуале Камерленго, постановщики не одной чемпионкой программы. И пока ведущая пара его группы Кейтлин Уивер и Эндрю Поже взяли паузу в карьере, Шпильбанд точно готов к новым вызовам.
Как переезд к Шпильбанду поможет Дэвис и Смолкину?
Для Дианы Америка не чужая страна. Она родилась в Сан-Антонио на юге штата Техас, где тогда работала Этери Тутберидзе, и не раз признавалась, что ей близок американский стиль жизни.
Главная причина переезда, вероятнее всего, не в этом. Как и любой спортсмен, воспитанный Тутберидзе, Дэвис хочет быть результативной. Бронза юниорского этапа Гран-при — важное достижение, но точно не предел. Чтобы оказаться выше, нужно дорабатывать технику, сложности с ней — нормальная история для бывших одиночников.
И Диана, и ее партнер пришли как раз из одиночного катания, будучи фактически состоявшимися спортсменами. Танцы сильно отличаются от того, чему их учили с детства. Адаптировать Дэвис и Смолкина к новой реальности смогли Светлана Алексеева и Елена Кустарова. Вывести их на качественно новый уровень по силам как раз Шпильбанду.
Еще одна причина — статусность тренера. Для танцев на льду это тоже очень важно. Репутация сильного технаря всегда находила отражение в судейских оценках учеников Шпильбанда.
Татьяна Тарасова однажды объяснила это так: "Шпильбанд никогда в жизни не позволит своим дуэтам выполнять чоктау, стоя на двух ребрах конька. Все заведомо это понимают — отсюда и отношение судей к его спортсменам".
Хорошее отношение судей особенно важно сейчас — Диана и Глеб пока катаются на юниорском уровне, но переход во взрослое катание не за горами, а там практически невозможно оказаться в топе, если за тобой не стоит солидная тренерская школа или громкое имя.
Ну и, наконец, более локальная задача. Дэвис и Смолкин прямо сейчас не лучшие молодые танцоры России. При этом очевидных лидеров в стране на юниорском уровне просто нет. Зато есть все шансы занять это место и закрепить его за собой.