Рецензия на сериал "Библиотекарь": городское фэнтези с Никитой Ефремовым

Основанный на романе Михаила Елизарова сериал рассказывает о людях, готовых убивать или умирать за возможность обладать редкими книгами.

Действие проекта происходит в России в самом конце 90-х, в центре повествования — актер-неудачник Алексей Вязинцев (Никита Ефремов). Как это часто бывает с неудачниками, в своих бедах Алексей готов винить кого угодно, кроме себя. В первую очередь он возлагает вину на отца-алкоголика (Андрей Мерзликин), который бросил его с мамой, отчего бедная женщина была вынуждена горбатиться на трех работах, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. В более широком смысле виновата вообще вся страна, где у талантов нет возможности пробиться, — Алексей верит, что в Голливуде он сразу стал бы звездой, а потому мечтает уехать в Америку (это смотрится особенно иронично, если помнить, что как раз пару месяцев назад Ефремов заявил о себе на весь мир, сыграв Алексея Пажитного в фильме «Тетрис»).

Для осуществления американской мечты герою Ефремова не хватает одной мелочи: денег на визу. Поэтому, получив известие, что его отец внезапно отошел в мир иной, Алексей тут же поехал вступать в права наследства — от папы ему осталась квартира в провинциальном городке Широнино, продав которую, вполне можно выручить необходимую сумму денег. Однако, не успел Алексей приехать в Широнино, как его попытались убить — причем не из-за квартиры или денег, а ради потрепанной книжки малоизвестного советского писателя. «Библиотекарь» ведь не социальная драма о тяжелой жизни в 90-ые, а городское фэнтези.

Алексей Дмитриев и Андрей Мерзликин в сериале «Библиотекарь»

После того, как Алексея не то похищают, не то спасают странные люди, называющие себя друзьями его отца, сюжет начинает нестись галопом. На главного героя (а вместе с ним и на зрителя) выливают огромный поток информации. Оказывается, книги писателя Дмитрия Громова обладают особой магической силой, которая раскрывается, если такую книгу прочитать от корки до корки за один присест, не отвлекаясь на всякие раздражители. А сделать это, надо заметить, весьма непросто, ведь Громов был писателем в лучшем случае посредственным, и его тексты — это бездарная графомания, через которую приходится буквально продираться. Но награда того стоит: книга ярости превращает прочитавшего ее в берсерка, способного голыми руками отрывать врагам конечности и ломать спины, а книга терпения делает невосприимчивым к внешним воздействиям, так что человека можно даже оперировать без наркоза. Жаль, что эффект от прочтения быстро спадает.

Всего известно шесть книг: Ярости, Терпения, Власти, Силы, Памяти и Радости. Кроме того, существует легенда о книге Смысла, но ее никто не видел (хотя все очень хотят найти). Люди, осведомленные о магии, заключенной в книгах Громова, самоорганизуются в ячейки, именуемые «читальнями» или «библиотеками». Они защищают свои книги и пытаются добыть новые, в том числе отобрав их у конкурирующих групп. Удивительным образом за несколько десятков лет существования вся эта система обросла традициями и ритуалами — у них есть собственные суды и правила ведения боя, запрещающие использовать огнестрельное оружие, так что любители книг сражаются в самодельных доспехах из покрышек и дубасят друг друга саблями, палицами и наспех переделанным сельхозинвентарем. Звучит комично, но выглядит довольно жутко: уже в первой серии нам показывают во флэшбеке массовое побоище «стенка на стенку», где интеллигентного вида люди со звериной жестокостью рубят и кромсают своих врагов, и кровь льется рекой. Во главе каждой «читальни» стоит Библиотекарь, и покойный отец Вязицева как раз был таковым, так что теперь его товарищи по оружию предлагают Алексею занять вакантное место. Не совсем понятно, зачем звать для этого чужого человека, и почему новым Библиотекарем не мог стать кто-то более опытный — например, суровая бой-баба Маргарита Селиванова (Евгения Дмитриева), — но таковы уж каноны городского фэнтези: центральный персонаж должен быть неофитом, чтобы зритель вместе с ним мог постепенно постигать тайны нового мира.

Евгения Дмитриева в сериале «Библиотекарь»

Сразу после премьеры «Библиотекаря» начали сравнивать с «Дозорами» Тимура Бекмамбетова, но в действительности точек соприкосновения у этих проектов гораздо меньше, чем различий. Да, это тоже мистическая история, происходящая в недавнем прошлом, но в «Библиотекаре» вся магия подается очень приземленно, здесь никто не метает огненные шары и не превращается в птиц и зверей. Более того, в сюжете Елизарова нет добра и зла (или «светлых» и «темных»), только кучки обычных людей, преследующих свои эгоистические интересы и готовых убивать других таких же людей ради крупицы магической силы. Именно эта обыденность и подкупает зрителя: охотой на книги Громова занимаются самые разные персонажи, от милиционера до коммерсанта-неудачника, с типичными для 90-ых судьбами и простой, понятной мотивацией. Лучше всего это видно по персонажу Ефремова, который очень быстро проходит через пять стадий принятия. Сперва Алексей называет соратников отца сектантами и презрительно кличет «толкинистами», увидев их оружие и доспехи, но, как мы видим в трейлере, он очень быстро принимает правила игры, втягивается в действо и начинает с тем же звериным азартом, что и прочие, охотиться за букинистическими сокровищами. Понаблюдать за превращением напуганного, беспорядочно мечущегося человечка, в вождя и лидера небольшого, но сплоченного отряда бойцов, будет очень любопытно, ведь Ефремов умеет играть подобные переходы тонко и достоверно.

«Библиотекарь» — это, безусловно, нишевый проект, ориентированный прежде всего на любителей мистики и конспирологии (а также на фанатов творчества Елизарова). К сожалению, черновая версия сериала без последней серии уже с марта 2023 года гуляет по пиратским сайтам, так что значительная часть целевой аудитории успела ознакомиться с проектом и поворчать, что по сравнению с книгой многие побочные сюжетные линии были значительно упрощены или даже вовсе проигнорированы. Сумеет ли проект с морально неоднозначными героями и требующим вдумчивого просмотра сюжетом завоевать любовь массового зрителя — увидим.