23 февраля 2018 года произошло событие, которое многое изменило в современном женском фигурном катании. На ледовой арене в Корее решилась судьба золотой олимпийской медали личного первенства. Получив одинаковые оценки за произвольную программу, Алина Загитова стала чемпионкой Игр-2018 благодаря небольшому отрыву в короткой. Действующая чемпионка мира Евгения Медведева взяла серебро. Девушки не только удивили планету сложнейшим техническим набором, из-за которого впоследствии даже пришлось поменять правила, но и рассказали четыре невероятные истории на льду.
Вспоминаем, какие программы ставили лидерам сборной.
Короткие программы у девушек были сильные, наполненные смыслом и очень разные. За музыкальное сопровождение у Медведевой был взят Ноктюрн Шопена в исполнении Джошуа Белла. Лирическая героиня Евгении за три минуты переживает состояние клинической смерти. Начало программы сопровождается сердцебиением, которое останавливается, и начинается история. Первая половина программы, как это было выгодно, состоит из вращений и дорожки шагов, после которой слышится «камбэк», который пытается вернуть героиню из застывшего состояния.
Тут же и серия прыжков, будто желание выпрыгнуть, подняться выше этого состояния и освободиться. В финале вновь сердцебиение и вдох, что знаменует счастливый финал этого трехминутного действия. Многие отмечают невесомость фигуристки и ощущение полета. Вместе с этим играет тяжелая и грузная тема. В итоге от просмотра рождается волшебный дуализм.
Этой истории противостоял «Черный лебедь» от Загитовой. По моему субъективному мнению, это лучшая программа и Алины, и Даниила Глейхенгауза. Очень интересная и органичная нарезка из Чайковского и оскароносного фильма «Лунный свет». Картина рассказывает о мальчике из неблагополучной семьи, который проходит через борьбу с расизмом, осознание и принятие своей ориентации и ищет свое место в мире.
Именно этот фрагмент музыки используется во время обучения мальчика плаванию. Он находится меж двух миров и пытается найти равновесие. Также и лирическая героиня Алины — она то черный, то белый лебедь, ищет гармонию в себе и своем внутреннем мире.
Отточенные движения и история, которую хореограф придумал на основе оригинального либретто, и даже прыжки во второй половине оправданы сюжетом, который тоже на удивление присутствует в очень мощной программе такой юной девушки.
Несмотря на всю прелесть коротких, все решается в день произвольной. И тут у нас две диаметрально противоположные программы — драматичная и тоскующая Анна Каренина в исполнении Евгении Медведевой и искрящаяся радостная Китри/Алина Загитова из балета «Дон Кихот».
В первом случае мы получаем настоящую драму на льду. Болезненная, надрывная с большим количеством стилей внутри эта программа действительно была придумана для любителей пострадать. Сложная, непонятная для многих тема, да и финальные слезы после завершения музыки — все это очень сильно влияет на восприятие. Тот прокат запомнится, как сильный и трагичный крик фигуристки. Сама программа композиционно отчасти напоминает роман или фильм: первая встреча, поезд, бал и снова поезд. Наверное, чтобы действительно прожить эту историю правильно, надо смотреть именно этот прокат — такого напряжения и сосредоточения энергии у Жени еще никогда до этого не было.
Незадолго до этой трагедии на том же льду разыгрывалась совсем другая тема. Большинство спортсменов выбирают сложные и трагические образы, дабы показать их на Олимпиаде, на большую аудиторию. В это время Загитова катается под заводную и яркую мелодию. Кстати, тогда из-за этой программы был даже небольшой скандал. Эшли Вагнер написала, о том, что эта программа не про фигурное катание из-за перенесения всех прыжковых элементов во вторую половину.
Действительно, программа выглядит необычно и неравномерно собранной. Но в то же время снова музыка спасает положение. Ритм ускоряется и прыжки действительно выглядят, как плеяда элементов один за другим. Тем более, если они все попадают в музыкальные акценты, то можно отнести Дон Кихота к еще одной великолепной программе Алины.
Небольшое дополнение по произвольным и обстоятельствам вокруг: Загитова катала своего Минкуса уже второй сезон, то есть ощущение и понимание программы у нее было идеальное. В то же время Медведева на открытых прокатах сборной в начале того сезона выступала с совершенно другой программой, и даже от другого постановщика. Малоизвестные «Январские звезды» Авербуха сменились Карениной еще до этапов Гран-при.
Изначально Алина и Женя были нам представлены как два совершенно разных вида фигурного катания — радостный фейерверк эмоций и тягучая сложная драма. С одинаковыми оценками за произвольную программу в Пхенчхане стало ясно: вопрос «Медведева или Загитова» не идеалистический, а вкусовой. Ведь в итоге и Алина закатала драму, и Женя взялась за иной репертуар.