В первом московском небоскрёбе — Доме Нирнзее — отреставрировали учебный театр ГИТИСа

Работы шли под контролем столичного Департамента культурного наследия.

В Мосгорнаследии оценили итоги реставрационных работ в учебном театре ГИТИСа, который расположен в легендарном Доме Нирнзее — первом московском небоскребе, или «тучерезе», как его называли в начале XX века.

В ходе работ, которые шли почти шесть месяцев, специалисты демонтировали перегородки, облицовку стен, инженерные коммуникации и подготовили пространство для реставрации.

Мастера обновили кирпичную кладку, очистили поверхности от загрязнений, покрасили карнизы и стены, отреставрировали кессонированные потолки входной группы и своды Монье. Кроме того, в порядок привели лестницы и колонны.

В подвале дома восстановили уровень полов на исторических отметках, воссоздали напольное покрытие, дверные проемы и каменные лестницы, а также отреставрировали мраморный камин.

Во входной зоне обустроили новую билетную кассу и административное помещение, склад декораций отделили от кармана сцены и закрыли противопожарными воротами.

«Учебный театр ГИТИСа расположен в знаменитом “доме холостяков” Нирнзее, который в 1920-е годы служил вертикальной доминантой Тверского района. Это был почти настоящий американский небоскреб высотой свыше 40 метров. С его крыши открывалась потрясающая панорама Москвы. К тому же самое высокое жилое здание столицы стало одним из очагов общественной жизни. Например, в годы нэпа на крыше можно было посетить ресторан, кинотеатр и висячий сад. Работы по реставрации учебного театра прошли под контролем нашего ведомства», — рассказал руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов. «Дом холостяков»

Доходный дом в Большом Гнездниковском переулке был построен по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее в 1912 году. Он решил возвести здание, не просто превосходящее по высоте все предыдущие постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении. Нирнзее задумал наполнить дом маленькими квартирами для холостяков.

Отделка дома имела черты и модерна, и рационализма будущих 1920-х. По оценке специалистов, дворы предвосхитили конструктивизм, а фасад можно было отнести скорее к неоклассицизму. На окнах Нирнзее спроектировал металлические цветочные ящики, чтобы фасад дома выглядел наряднее в теплое время года.

С 1915 года в подвале здания работали театр-кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева, цыганский театр «Ромэн», театр-студия Федора Каверина и другие. На крыше дома помещался зимний съемочный павильон кинофирмы товарищества «В. Венгеров и В. Гардин».

Здесь находились редакции газет «Накануне», «Гудок», «Вечерние известия», журналов «Россия», «Литературная учеба», «Творчество», «Огонек», «Альманах библиофила», издательство «Советский писатель». На страницах «Накануне» публиковались произведения известных писателей.

В 1918-м здание национализировали, а жильцов выселили. Бывший доходный дом отдали под жилье для советской номенклатуры, присвоив ему название «четвертый дом Моссовета».