Московские музеи временно закрыты для посетителей, но это не повод огорчаться: знакомиться с хранящимися в них сокровищами и связанными с ними историями можно онлайн. Лучше всего в музейных коллекциях ориентируются хранители — их рассказы всегда полны исторических деталей и важных замечаний. Отправляемся на виртуальную экскурсию в Дом Гоголя вместе с главным хранителем музея Светланой Миловановой.
Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур».
Костяная игольница
Костяная игольница с изображением пилигрима на крышке досталась писателю в подарок от матери. Мария Гоголь-Яновская передала сыну и увлечение рукоделием: Николай Васильевич любил вышивать крестиком, шить и даже вязать. Гоголю нравилось модно и красиво одеваться, он уделял большое внимание своим костюмам и зачастую участвовал в создании предметов гардероба. Особую страсть он питал к ярким жилетам и шейным платкам, которые шил себе сам.
С приближением лета он начинал выкраивать для себя шейные платки из кисеи и батиста, подпускать жилеты на несколько линий ниже проч., и занимался этим делом весьма серьезно. Я заставал его перед столом с ножницами и другими портняжными материалами, в сильной задумчивости», — писал литературный критик и мемуарист Павел Анненков.
Близкий друг Гоголя вспоминал, что писатель с удовольствием создавал наряды и для своих сестер. Увлечение Николая Васильевича рукоделием распространялось не только на одежду — он мог сам перешить чехлы для мебели и починить скатерти.
Медальон с образом Николая Чудотворца
В коллекции музея хранится одна из самых важных для Гоголя реликвий — медальон XIX века с образом святого Николая Чудотворца. Летом 1850 года Николай Васильевич вместе с другом — историком Михаилом Максимовичем — отправился в Малороссию, по дороге приятели решили посетить Оптину пустынь. Переночевав 15 июня в Малом Ярославце, Гоголь с Максимовичем пошли утром на молебен в Свято-Никольский Черноостровский монастырь, «настоятель которого игумен Антоний благословил обоих финифтяными образками святителя Николая Чудотворца».
Образ святого Николая Чудотворца присутствовал в жизни писателя с самого рождения — Гоголь получил имя в честь святителя Николая. Мария Ивановна Гоголь-Яновская, потеряв первых двух детей, дала обет перед иконой святого: если у нее родится сын, она назовет его Николаем. Писатель стал третьим ребенком в семье и единственным выжившим мальчиком (у Гоголей родились шесть мальчиков и шесть девочек).
Чернильный прибор
Чернильный прибор с сосудом для чернил и песочницей (специальным мраморным песком посыпали свеженаписанный текст, чтобы высушить) — один из немногих сохранившихся личных предметов писателя. Значительное число мемориальных гоголевских реликвий было утрачено в годы Великой Отечественной войны, ведь усадьба была полностью сожжена при отступлении немцев. Дом Гоголя начал собирать свои коллекции, когда и без того незначительное число предметов уже нашло свое место в крупных музеях и библиотеках страны.
Чернильница привезена из имения вельможи Дмитрия Трощинского, соседа и родственника Гоголей. Статс-секретарь, министр юстиции и тайный советник Трощинский был хозяином большой усадьбы в Кибинцах, куда Гоголи приезжали погостить на несколько недель из своего имения в соседней деревне Васильевке. Для семьи богатый родственник выделял отдельный флигель в саду, прислугу и даже экипаж.
Трощинский создал в усадьбе домашний театр, организацией представлений в котором занимался отец Гоголя. Василий Афанасьевич писал пьесы, руководил постановками и порой играл в них вместе с женой. Обычно строгий и деспотичный, Трощинский любил Гоголей и доверял им — отец Николая Васильевича одно время был управляющим в имении и отвечал не только за досуг хозяина, но и за его бухгалтерские дела.
Серебряная чарка
Гоголь очень трепетно относился к четырем своим младшим сестрам. Николай Васильевич рано стал главой семейства — отец скончался, когда мальчику исполнилось 16 лет. Мать полностью доверила сыну воспитание дочерей: он помогал им с уроками, заботился об их гардеробе. Средних сестер, Анну и Елизавету, в 1839 году он перевез из Васильевки к себе в Петербург и определил в Женский патриотический институт. Вскоре Анна уехала домой — из-за слабого здоровья девушка не могла продолжить обучение, а Лиза осталась с братом.
В 1851 году Елизавета Васильевна вышла замуж за офицера Владимира Быкова. Писатель не смог приехать на свадьбу к сестре — финансовое положение и незавершенные дела оставили Гоголя в Москве.
Хотел бы очень приехать если не к свадьбе, то через недели две после свадьбы, — но плохи мои обстоятельства. Не устроил дел своих так, чтобы иметь средства прожить эту зиму в Крыму (проезд не по карману, платить за квартиру и стол то же не по силам), и поневоле должен остаться в Москве. Последняя зима была здесь для меня очень тяжела», — писал Елизавете старший брат перед ее свадьбой.
И все же Гоголь не мог не поздравить сестру — писатель отправил молодоженам пару серебряных чарок. Одну из них потомки Елизаветы Васильевны передали в собрание музея.
Складной нож с вензелем
Серебряный нож для резки фруктов принадлежал Николаю Быкову — племяннику писателя, сыну его сестры. После выхода в отставку он велел переплавить серебряные пуговицы со своего военного мундира в предметы домашнего обихода — так среди кухонной утвари появился этот нож.
Николай Быков, названный в честь дяди, был старшим сыном Елизаветы Васильевны. После окончания Полтавского кадетского корпуса он служил ротмистром в 13-м Нарвском гусарском полку, в составе которого принимал участие в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Быков воевал под командованием полковника Александра Александровича Пушкина, сына знаменитого поэта. После возвращения с войны и расквартирования полка племянник Гоголя женился на дочери командира Марии Пушкиной.