Российские и китайские учёные вместе посчитают дальневосточных леопардов

Российские и китайские ученые готовятся провести первую совместную перепись дальневосточных леопардов. Это самые редкие крупные кошки в мире, в нашей стране их сейчас около 130 особей, в КНР — 80. Общими усилиями зоологов двух стран популяция леопардов пусть и понемногу, но неуклонно растет. Но вот точно подсчитать их — сложная задача, поскольку в поисках пищи или пары пятнистые хищники нередко пересекают границу в обоих направлениях.

В китайской провинции Цзилинь знакомство с дикими животными включено в экскурсионные программы, но этого хищника российские туристы повстречали далеко за пределами зоопарка — посреди оживленной автодороги. Леопард агрессию к людям не проявил и тактично удалился обратно в лесные заросли. Время от времени пятнистые звери попадаются на глаза и местным жителям. Ученые из Пекина анализируют каждый подобный случай и делают выводы: популяция леопардов, которые еще четверть века назад считались полностью истребленным видом в Китае, теперь активно восстанавливается.

Фэн Ли Мин, директор Центра мониторинга тигров и леопардов Государственного управления лесного и степного хозяйства КНР: «По предварительным данным, в настоящее время в Китае обитает более 80 особей дальневосточного леопарда. 8 лет назад в нашей стране был создан северо-восточный национальный парк тигров и леопардов. И с тех пор мы наблюдаем стабильный рост численности этих редких животных».

Для российских зоологов это тоже хорошая новость. Территория заповедных лесов Китая, где обитают самые редкие кошки в мире, охватывает две приграничные провинции — Цзилинь и Хэйлунцзян. И путь на освоение Поднебесной дальневосточные леопарды начали из Приморского края, где благодаря государственной системе природоохраны удалось не только сохранить, но и значительно приумножить пятнистое семейство. По данным мониторинга, в национальном парке «Земля леопарда» и заповеднике «Кедровая падь» проживают около 130 особей. Многих из леопардов, перебравшихся на ПМЖ в Китай, ученые знают, что называется, в лицо. На снимке, которым поделились иностранные коллеги, российские специалисты увидели давнюю знакомую по кличке Пуха.

Иван Раков-Наумец, начальник пресс-службы ФГБУ «Земля леопарда» (Национальный парк «Земля леопарда»): «Она родилась в России, мы много лет за ней наблюдали, фиксировали с первых дней ее жизни с помощью фотоловушек, вели учет этой самки. Затем она пропала „с наших радаров“ и, как выяснилось, оказалась в Китае, где уже принесла на свет потомство».

Самцы дальневосточного леопарда тоже пересекают госграницу — и в поисках своих охотничьих владений, и ради романтических свиданий. При этом резидентами КНР становятся далеко не все особи. В их по сути неосознанных «путешествиях» из России в Китай и обратно есть что-то общее с судьбой киногероя Жени Лукашина из «Иронии судьбы».

С точки зрения ландшафта, нацпарки по обе стороны российско-китайской границы выглядят одинаково — и здесь, и там кругом тайга. И в любом из них можно отыскать участки ареала, похожие друг на друга, как типовые кварталы советских новостроек. Странствующему хищнику, как и Жене Лукашину, в равной степени комфортно везде: что в гостях у леопардицы Нади, что дома с леопардихой Галей. А вот путаница часто возникала у российских и китайских специалистов, которые независимо друг от друга пытались точно подсчитать количество краснокнижных животных в пределах каждой заповедной территории. Получалась та еще комедия.

Самый курьезный случай произошел с леопардом, который давно значится в российской базе данных. Самец по кличке Толстый побывал в Китае в качестве туриста и попал в объектив фотоловушки, очевидно, после очередного плотного обеда. Китайские зоологи ошибочно приняли его за беременную самку и едва не внесли его в собственную учетную книгу под другим именем. Чтобы избежать путаницы и дважды не посчитать одних и тех же леопардов, в прошлом году на базе нацпарков России и КНР был создан единый трансграничный резерват «Земля больших кошек». И теперь представители обеих стран готовы провести международный учет дальневосточных леопардов по единым стандартам и обменяться цифровыми фотоальбомами краснокнижных хищников.

Виктор Бардюк, директор ФГБУ «Земля леопарда» (Национальный парк ): «Нужно изучить все эти фотографии с двух боков, чтобы точно идентифицировать. Важно не просто количество, но и состояние популяции. Сколько самцов, самок, сколько детенышей, есть ли визуальные черты каких-то отклонений».

Наибольший интерес представляют снимки леопардов непосредственно в момент перехода в соседнюю страну. Для этого на территории китайского нацпарка еще зимой установили непрерывную сеть фотоловушек на максимально близком расстоянии от государственной границы. По итогам первого в истории двух государств полномасштабного учета уже в этом году планируют назвать точную численность трансграничной популяции дальневосточных леопардов.

Нейросоветы – канал с советами от искусственного интеллекта!