От пожара и стихийных бедствий: как страховали имущество в дореволюционной России

Е. Самарин. Mos.ru

Страхование недвижимого и движимого имущества в Российской империи начали практиковать к середине ХIХ века. Вскоре оно широко распространилось по всей стране. В этой сфере работали в основном частные компании, практики государственного страхования фактически не существовало. В фондах Главархива сохранились документы, посвященные истории страхования в дореволюционной России.

В Москве как одном из крупнейших городов Российской империи были открыты агентства и представительства большинства российских и многих иностранных страховых обществ. В городе существовали и собственные страховые компании: Московское городское общество взаимного от огня страхования, Московское страховое от огня общество и другие. В городе также располагались агентства страховых обществ, которые страховали преимущественно недвижимое имущество: Северное страховое общество, Русское страховое от огня общество, страховое общество «Якорь» и другие.

Наиболее часто москвичи страховали имущество от огня и стихийных бедствий. Процедура во всех компаниях была примерно одной и той же. Желающий застраховаться обращался в общество и заполнял специальное «объявление» (заявление-анкету). Затем проводилось детальное описание имущества с указанием его оценочной стоимости. Например, когда известный ученый и меценат Дмитрий Рябушинский страховал имущество созданного им в своем подмосковном имении Кучино аэродинамического института (первого в Европе), был составлен специальный реестр машин и другого оборудования института с оценкой их стоимости. Получилось 42 тысячи рублей — и это только часть средств, потраченных Рябушинским в пользу науки. Эти документы сохранились в архивах.

Предварительное свидетельство Российского взаимного страхового союза в Москве за страхование от огня имущества товарищества высшей парфюмерии «А. Ралле и К». 1915 год. Главархив Москвы

Для страхования недвижимости сначала составляли план владений и описание имущества с указанием материала и размеров здания, количества и внешнего вида комнат. Затем рассчитывалась стоимость постройки и выяснялось, не находится ли владение в залоге. Потом с учетом всех условий начислялась сумма страховки, а также высчитывалось, сколько денег заявитель должен регулярно выплачивать страховой компании для возобновления страхового полиса. Такой полис (иногда он назывался квитанцией) выдавался ему после уплаты первого взноса. Он хранился у владельца имущества и являлся документальным подтверждением того, что имущество застраховано и в случае повреждения подлежит компенсации.

Общества страховали имущество не только в России, но и за границей. Например, сохранились архивные материалы о страховании в начале XX века товариществом «Саламандра» предприятий и зданий в Шанхае.

Как правило, чем выше оценивалось имущество, тем большая начислялась страховая сумма и, соответственно, были выше регулярные (как правило, ежегодные) взносы со стороны владельца имущества. Страховали обычно все имеющееся в здании движимое имущество или целиком домовладение. Практики страхования отдельных помещений в домах не существовало, так как квартиры в основном сдавались в аренду владельцем дома, который и выступал в роли страхователя.

Крупные владения могли страховать в нескольких компаниях. Так, например, согласно сохранившимся документам делало Товарищество высшей парфюмерии «А. Ралле и К» (сейчас — косметическое объединение «Свобода»). Парфюмеры одновременно страховались в Московском страховом от огня обществе, Российском взаимном страховом союзе в Москве, страховом товариществе «Саламандра», Северном страховом обществе и других.

В случае пожара или другого происшествия страховая компания обязана была выплатить полную сумму страховки, даже если это произошло на следующий день после того, как имущество было застраховано.

В Москве к началу ХХ века страхование недвижимого имущества приобрело широкую популярность, действовало свыше 20 самостоятельных обществ, а также представительств и агентств компаний, зарегистрированных в других российских городах и за рубежом. Большинство владельцев недвижимого имущества пользовались их услугами. Подобная практика существовала вплоть до 1917 года.

Квитанция страхового товарищества «Саламандра» на страхование имущества товарищества высшей парфюмерии «А. Ралле и К» в Москве. 1915 год. Главархив Москвы