Александр Овечкин = «Вашингтон». «Вашингтон» = это Александр Овечкин. Эта хоккейная формула актуальна уже много лет и для многих стала аксиомой. В марте 2020-го сложно представить, что Ови не подпишет еще один контракт с «Кэпиталз», а закончить свою НХЛовскую карьеру в другом клубе. Только вот на протяжении карьеры Александра Великого неоднократно случались моменты, когда он мог покинуть столичный клуб. Самый яркий эпизод произошел в сезоне-11/12.
Начиналась та регулярка для «Вашингтона» лучше не придумаешь — 7 побед в 7 стартовых матчах, вынос «Детройта» со счетом 7:1, успех в принципиальной игре с «Питтсбургом». Но я ноябре что-то пошло не так: в 13 встречах этого месяца «Столичные» выиграли всего 4 раза, а Овечкин перестал оправдывать статус лидера команды. В итоге, руководство клуба решилось на кардинальную меру, отправив в отставку главного тренера Брюса Будро. Ему на смену пришел бывший защитник «Кэпиталз» Дэйл Хантер.
К тому моменту канадский коуч уже 10 лет работал с командой юниорской лиги Онтарио «Лондон Найтс» и взял с ней один Мемориальный кубок. Хантер не просто тренировал «Рыцарей», с 2001 года он на пару со своим братом Марком был владельцем клуба. Дэйл считался (и считается до сих пор, золото МЧМ-2020 у руля сборной Канады тому лучшее подтверждение) одним из лучших специалистов по работе с молодежью, а назначение в команду НХЛ выглядело логичным шагом в развитии его карьеры. Правда, сам тренер сразу заявил, что готов помогать родному клубу только до конца сезона, бросать «Лондон» надолго он не собирался.
Сразу надо сказать, что с точки зрения результата ход боссов «Вашингтона» сработал — клуб закончил регулярку на втором месте в дивизионе, а в первом раунде плей-офф выбил действовавшего обладателя Кубка Стэнли «Бостон». В полуфинале конференции случилась сшибка с «Рейнджерс», которая растянулась на 7 матчей и закончилась поражением «Кэпиталз». Но, вспоминая ноябрьский кошмар, такой итог сезона выглядел вполне достойным.
Только вот с главной звездой «Вашингтона» Хантер не сработался. Тренер без конца менял состав звеньев, переставлял Овечкина с фланга на фланг и вынуждал его заниматься совершенно непривычными вещами — например, трудиться в обороне. Добавьте сюда резко уменьшиевшееся игровое время Ови и станет понятно, почему по итогам того регулярного чемпионата 25-летний Овечкин забросил жалкие для себя 38 шайб и набрал 65 очков. Неудивительно, что незадолго до трансферного дедлайна пошли слухи об обмене Александра Великого, в качестве одного из кандидатов на участие в возможной сделке называли канадского нападающего Рика Нэша, игравшего за «Коламбус».
«Наберите воздуха перед тем, как прочитать следующее. Обмен Овечкина на Рика Нэша. Напрямую, без каких-то дополнений. Вы бы решились? А если бы «Блю Джекетс» добавили еще и выбор в первом раунде драфта или топ-юниора, вы хотя бы задумались бы? Куда важнее узнать, решились бы на такую значительную сделку Джордж Макфи и Тед Леонсис? Пожалуй, что нет.
«Бизнес есть бизнес», — заявил Овечкин после гола, забитого «Монреалю». «Я играю в НХЛ, где каждый хочет сделать свою команду только лучше. Не мне принимать решение об обмене, но лично мне нравится в Вашингтоне. Хотя если Джордж решит расстаться со мной, думаю, это пойдет клубу на пользу».
А что если «Кэпиталс» решили, что лучшие дни Овечкина в НХЛ позади? Что если они решили, что он больше не сможет отрабатывать 9,5-милионную зарплату, которую придется платить ему на протяжении 9 следующих лет? Вероятность того, что Макфи и Леонсис примут это решение до вечера понедельника, крайне мала, но сама возможность обмена стоит обсуждения. Что думаете вы?», — писал тогда обозреватель CSN Washington Чак Гормли.
Но пик конфликта Овечкина и Хантера случился через полторы недели после трансферного дедлайна. «Вашингтон» принимал на своем льду «Филадельфию», хозяева уперлись в стену сооруженную на линии ворот «Флайерз» русским голкипером Ильей Брызгаловым, в итоге судьбу матча решил всего-навсего один гол. Случился он после потери Ови и его не слишком саоотверженных действиях при попытке сблокировать бросок чеха Павла Кубины. За следующие 12 минут второго периода Александр Великий появился на льду лишь однажды.
После матча Хантер зачем-то начал придумывать небылицы о том, что он не наказывал Овечкина, а лишь пытался развести его тройку с тройкой Яромира Ягра — тренеру, конечно, никто не поверил. Ну а российский форвард поступил куда более адекватно, взяв вину за поражение на себя. «Я потерял шайбу, и эта ошибка стоила нам гола» — резюмировал Ови.
Дальше был плей-офф, об исходе которого для «Вашингтона» написано выше. В кубковых матчах Хантер продолжал давать Овечкину непривычно мало игрового времени, а самое главное — не доверял ему в ключевых моментах матчей. Неудивительно, что после вылета «Кэпиталз» количество слухов об обмене россиянина снова увеличилось.
«Обмен Овечкина? Думаю, он возможен. Возможным покупателем мог бы быть клуб из Нью-Йорка или «Монреаль» с его владельцем Джеффом Молсоном. Обмен Овечкина не выглядит сейчас столь неправдоподобным, как это было некоторое время назад. Он — лицо клуба, хоккеист, имеющий огромную рыночную ценность, к тому же у него еще 9 лет будет действовать нынешний контракт. Однажды после полудюжины сезонов за «Детройт» появились слухи о возможном обмене капитана команды Стива Айзермана, а «Оттава» даже выразила заинтересованность в его приобретении. Тогда сделка не произошла, а Скотти Боумэн сделал из него отличного двустороннего игрока. Но Овечкин, стоит ли отмахиваться и смеяться, когда слышишь о таком варианте?» — размышлял обозреватель Edmonton Journal Джим Мэйтесон.
Но ушел не Овечкин, а Хантер. Тренеру предлагали остаться, но он сдержал слово и вернулся в юниорскую лигу Онтарио. Не поступи он так, вполне вероятно, что сейчас Ови играл бы в совершенно другой команде, а Вашингтон так и не дождался бы первого в истории города Кубка Стэнли. Хоккей расставил все на свои места, впрочем, Александр Великий не простил канадского коуча даже после того, как взял долгожданную серебряную чашку:
«Я бы не сказал, что Дэйл надо мной издевался. У него просто была такая тактика, и все. Если бы мы завоевали Кубок Стэнли, окружающие бы говорили: «Все шикарно и отлично!» А так из-за его просчетов мы проиграли «Рейнджерс» во втором раунде. Это же тренерская ошибка — поставить не того и не туда в нужный момент. Тем более во время плей-офф, когда счет в серии был 3-3.
Эта ошибка дорогого стоит. И все, мы вылетели. Думаю, сам Хантер это прекрасно понимает. У нас с ним хорошие отношения. «Привет — привет, пока — пока». Но в каких- то моментах я был с ним не согласен, и большинство людей поддерживали мою точку зрения. Только вы этого несогласия не видели на льду».