.jpg)
Первая ассоциация с фразой «награды Иннокентия Смоктуновского» — конечно, театр и кино. Призов и званий за свою жизнь актер собрал немало: народный артист СССР, заслуженный деятель искусств Словакии, лауреат Ленинской премии за исполнение заглавной роли в фильме «Гамлет», дипломант и призер международных кинофестивалей в Сан-Себастьяне, Картахене, Панаме, Венеции... Но до того, как Смоктуновский сыграл свои главные роли, благодаря которым его узнали и полюбили зрители не только в СССР, но и во многих странах мира, у него была совсем другая жизнь. Юность Иннокентия Михайловича пришлась на Великую Отечественную войну. Об этом напоминают две медали «За отвагу», хранящиеся сегодня в московском Музее Победы.
Рядовой Смоктунович. Первая медаль
18-летнего жителя Красноярска Иннокентия Смоктуновича (настоящая фамилия Смоктуновского) призвали в Красную армию в январе 1943 года. Его зачислили в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. Однако уже в августе того же года в срочном порядке отправили без присвоения офицерского звания рядовым в составе 75-й гвардейской стрелковой дивизии на Курскую дугу.
Будущий артист участвовал в форсировании Днепра, во время этой операции получил свою первую награду — медаль «За отвагу». Ему вместе с еще одним солдатом поручили доставить важные документы в штаб, располагавшийся на острове посредине Днепра. Реку нужно было преодолеть вброд — и это при том, что противник прекрасно знал расположение штаба и простреливал переправу. Накануне уже были убиты два курьера. Вот как позднее об этом вспоминал Смоктуновский:
Затея эта была обречена, это понимали все. Мой напарник, лишь войдя в воду, был ранен и не мог держаться со мною рядом. Я же должен был уходить, пытаться прорваться сквозь зону обстрела... Где-то у середины протоки, захлебываясь, едва успевая схватить воздуха перед тем, как опять уйти под воду, оглянувшись, увидел, как он, странно разбрасывая руки, боком, как споткнувшийся или пьяный, тяжело падал в воду, барахтался, вставал и опять валился на бок...»
19 октября 1943 года связной штаба полка гвардии рядовой Иннокентий Михайлович Смоктунович был награжден медалью «За отвагу». Точнее, в этот день вышел соответствующий приказ, а медаль ему вручили позже — спустя почти полвека, потому что наградной лист был утерян. В 1991 году по ходатайству ветеранов дивизии и на основе данных Центрального архива Министерства обороны СССР справедливость была восстановлена. Награждение прошло на сцене МХТ имени А.П. Чехова после спектакля «Кабала святош», в котором Смоктуновский играл роль короля Людовика XIV.
.jpg)
Вторая медаль. Сержант Смоктунович
В декабре 1943 года Иннокентий Смоктунович попал в плен. Прошел через лагеря для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве. 7 января 1944 года ему чудом удалось бежать. Совершенно обессилевший, почти умирающий, он добрел до деревни, постучался в первый попавшийся дом и потерял сознание. Рискуя своей жизнью и жизнями своих детей, его выходила украинская крестьянка Василиса Шевчук. С ее семьей актер поддерживал связь до конца жизни. В доме своей спасительницы он познакомился с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения и в феврале 1944 года начал бить врага уже в составе партизанского отряда имени Ленина.
Когда линия фронта подошла к деревне, отряд влился в состав регулярных частей Красной армии. В звании младшего сержанта Смоктуновский командовал ротой автоматчиков в 318-м гвардейском стрелковом полку. Участвовал в освобождении Варшавы. В боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника, уничтожив при этом около двадцати человек. За это он был повторно награжден медалью «За отвагу». Войну закончил в немецком Гревесмюлене.
Иннокентий Смоктуновский ушел из жизни в 1994 году. После его смерти обе медали «За отвагу» и одно удостоверение, сохранившееся в семье, в дар Музею Победы передала его дочь Мария Смоктуновская.
Смоктуновский-актер
Актер-фронтовик почти не снимался в лентах о Великой Отечественной войне. Исключение составляют фильмы «Они сражались за Родину» (1975) Сергея Бондарчука и «Солдаты» (1956) Александра Иванова. Роль лейтенанта Фарбера, романтика и интеллигента, в «Солдатах» стала одной из первых творческих удач актера.
.jpg)
Его Фарбер так понравился худруку ленинградского Большого драматического театра Георгию Товстоногову, что тот практически без раздумий пригласил малоизвестного актера сразу на главную роль в спектакль «Идиот», над которым тогда работал. Князя Мышкина Смоктуновский сыграл так, что и строгий мэтр, и театральные критики, и простые зрители были поражены. После премьеры, состоявшейся 31 декабря 1957 года, актер проснулся знаменитым — его называли гением. Посыпались предложения главных ролей от ведущих кинорежиссеров страны. Жизнь разделилась на до и после.
Его маленькое, но незабываемое камео в первой части фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» иллюстрирует период жизни до этой знаменательной роли. Героини Веры Алентовой и Ирины Муравьевой стоят в толпе зевак, приветствующих артистов на открытии кинофестиваля. Одна из девушек окликает скромно идущего по лестнице мужчину: «А вы тоже актер? Как ваша фамилия?» На что тот слегка раздраженно отвечает: «Мое имя вам ничего не скажет. Смоктуновский. Ну что?»
Мысли о собственной состоятельности тогда действительно его очень занимали. Актерскую стезю Смоктуновский выбрал еще подростком, в 1939 году, в 14 лет впервые побывав в драматическом театре родного Красноярска. Когда отец ушел на фронт, заботы о семье легли на его плечи. Он работал в размещенной в Красноярске воинской части и госпитале при ней, а в свободное время шел в театр — в том же году записался в труппу статистом. Демобилизовавшись в 1945-м, вернулся в Красноярск, закончил студию при местном драматическом театре, позже играл в театрах Норильска, Грозного, Махачкалы, Сталинграда (теперь — Волгоград). Из Сталинграда в начале 1955 года Смоктуновский отправился в Москву по совету актерской четы Леонида и Риммы Марковых, которые высоко ценили его талант.
«Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом», — с такими словами актер, по его собственному признанию, попрощался со своими сталинградскими друзьями. Со своим предписанием он справился досрочно. На спектакли с его участием зрители начали приезжать из разных концов страны чуть меньше, чем через два года.